Определение, причины дисграфии. Симптоматика нарушений письма


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

«Тишина царит в дремущем лесу,

Тёрны тущи затья нули сонсе,

Птитцы хлопщут целы день.

Рутцей мельте рецки»

«Что это за слова такие интересные?» – спросите вы, и будете правы, ведь в нашем языке таких слов нет. Между тем, это вполне себе русский язык, пусть и странный. А пишут такие слова в своих тетрадках и прописях дети (чаще всего – младшие школьники, но об этом позже), страдающие особым расстройством, которое называется «дисграфия». Далее мы расскажем о том, что это за отклонение, как оно проявляется и диагностируется и как его лечить.

Что такое дисграфия

Дисграфией называется патологическое состояние, при котором наблюдается расстройство процесса письма. С этим недугом не понаслышке знакомы около 50% младших школьников и примерно 35% учащихся средней школы. Также эта патология может развиваться и у взрослых (10% всех случаев), у которых вследствие каких-либо причин была нарушена работа высших психических функций. Кроме того, данное расстройство тесно связано с – отклонением в процессе чтения, ведь и чтение, и письмо – это два компонента одного психического процесса.

История дисграфии

В качестве самостоятельной патологии нарушения письма и чтения впервые выделил немецкий терапевт Адольф Куссмауль в 1877 году. После этого появилось множество работ, где описывались разные нарушения письма и чтения у детей. Однако рассматривались они как одно расстройство письменной речи, а некоторые ученые указывали на то, что оно вообще является признаком слабоумия и свойственно только отсталым детям.

Но уже в 1896 году терапевт В. Прингл Морган описал случай с мальчиком 14 лет, у которого был вполне нормальный интеллект, но присутствовали нарушения письма и чтения (речь шла о дислексии). После этого и другие исследовали стали изучать нарушение письма и чтения в качестве самостоятельной патологии, никак не связанной с умственной отсталостью. Чуть позже (в начале 1900-х годов) ученый Д. Гиншельвуд ввел термины «алексия» и «аграфия», обозначавшие тяжелую и легкую формы расстройства.

Время шло, и понимание природы отклонения письма и чтения изменялось. Его уже не определяли как однородное оптическое нарушение; стали использовать разные понятия: «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия»; начали выделять разные формы и классификации дисграфии (и, конечно, дислексии).

Впоследствии расстройства в процессе письма и чтения начали изучаться все большим количеством специалистов, в том числе и отечественных. Наиболее значимыми были работы невропатологов Самуила Семеновича Мнухина и Романа Александровича Ткачева. По мнению Ткачева, основу нарушений составляют мнестические нарушения (нарушения памяти), а согласно идеям Мнухина, их общая психопатологическая основа кроется в нарушении структурообразования.

В конце концов, в 30-е годы 20 века дисграфию (и дислексию) начинают изучать дефектологи, педагоги и психологи, такие как Р. Е Левин, Р. М. Боскис, М. Е. Хватцев, Ф. А. Рау и другие. Если же говорить о современных ученых и более конкретно о дисграфии, то в ее изучение значительный вклад внесли Л. Г. Неволина, А. Н. Корнев, С. С. Ляпидевский, С. Н. Шаховская и другие. Основываясь на результатах их исследований, мы и продолжим нашу статью.

Причины дисграфии

Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются. Например, вышеназванные ученые говорят о том, что расстройство письменной речи могут вызывать:

  • Биологические причины : наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему.
  • Социально-психологические причины : синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях.
  • Социальные и средовые причины : завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.

Как известно, человек начинает овладевать навыками письма, когда адекватно сформированы все составляющие его устной речи: звукопроизношение, лексико-грамматическая составляющая, фонетическое восприятие, связность речи. Если же при формировании головного мозга происходили нарушения, указанные выше, риск развития дисграфии очень высок.

Не менее важно отметить, что дисграфии подвержены дети с разными функциональными нарушениями органов слуха и зрения, которые вызывают отклонения анализа и синтеза информации. А у взрослых толчком к развитию патологии могут послужить инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства и опухолевидные процессы в мозге. Оказывая определенное воздействие на развитие человека, те или иные вышеизложенные факторы приводят к дисграфии, которая может проявляться в разных формах.

Виды дисграфии

Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована:

  • Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков
  • Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении
  • Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи
  • Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием
  • Особая форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза

На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.

Симптомы дисграфии

Подобно любому логопедическому нарушению, дисграфия обладает рядом своих симптомов. Как правило, она дает о себе знать систематическими , но эти ошибки человек совершает отнюдь не по незнанию языковых норм и правил. В большинстве случаев ошибки проявляются в замене или смещении схожих звуков или похожих букв, пропусках букв и слогов в словах или перемене их мест, добавлении лишних букв. Также наблюдается слитное написание многих слов и отсутствие согласованности слов и словоформ в предложениях. Одновременно с этим отмечается низкая скорость письма и трудноразличимый почерк.

Но давайте поговорим о симптомах, по которым можно с определенной долей вероятности говорить о развитии дисграфии конкретного вида:

  • При акустической дисграфии нарушений в произношении звуков может и не быть, но их восприятие однозначно будет неправильным. На письме это проявляется в замене звуков, которые человек слышит, теми, которые похожи на них при произношении, к примеру, свистящие звуки заменяются шипящими, глухие – звонкими (С-Ш, З-Ж и т.п.) и т.п.
  • При артикуляционно-акустической дисграфии ошибки на письме связаны конкретно с неправильным произношением звуков. Человек пишет точно так, как слышит. Как правило, подобные симптомы встречаются у детей, у которых недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи. Кстати, ошибки при дисграфии этого вида будут схожими как при произношении, так и при написании (например, если ребенок говорит «смишной заяс», писать он будет точно так же).
  • При аграмматической дисграфии слова изменяются по падежам, путаются склонения, ребенок не в состоянии определить число и род (например, «яркий солнышко», «хороший тетя», «три медведь» и т.п.). Предложения отличаются несогласованностью постановки слов, некоторые члены предложения и вовсе могут быть пропущены. Что касается речи, то она заторможена и недоразвита.
  • При оптической дисграфии буквы смешиваются и заменяются на те, которые визуально похожи на правильные. Здесь следует разграничивать литеральную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся изолированные буквы) и вербальную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся буквы в словах). Чаще всего буквы «отзеркаливаются», в них добавляются лишние элементы или недописываются нужные, (например, Т пишется как П, Л – как М, А – как Д) и т.п.)
  • При дисграфии, обусловленной несформированностью языкового синтеза, ребенок меняет буквы и слоги местами, не дописывает окончания слов или дописывает лишние, пишет предлоги слитно со словами, а приставки отделяет от них (например, «на шел», «настоле» и т.п.). Этот вид дисграфии считается самым распространенным среди школьников.

Помимо прочего, у людей с дисграфией могут быть и симптомы, не имеющие отношения к логопедии. Обычно это нарушения и расстройства неврологического характера, такие как низкая работоспособность, повышенная отвлекаемость, нарушения работы памяти, гиперактивность.

При систематическом проявлении рассмотренных симптомов необходимо обратиться к специалисту, который может провести полноценную диагностику и отличить патологию от банальной безграмотности. Таким специалистом является логопед. Кстати, имейте в виду, что диагноз «дисграфия» ставится только в том случае, если ребенок уже владеет навыками письма, т.е. не раньше достижения 9-тилетнего возраста. В противном случае диагноз может оказаться ошибочным.

Диагностика дисграфии

Как мы и сказали, для диагностики дисграфии нужно посетить логопеда. Однако и консультация с другими специалистами очень важна. К таким специалистам относятся психолог, офтальмолог, невролог, ЛОР. Они помогут исключить дефекты органов зрения и слуха, а также психические отклонения. Только после этого логопед, изучив симптоматику, может установить, что развивается дисграфия и определить ее вид.

Диагностические мероприятия всегда проводятся комплексно и поэтапно. Анализируются письменные работы, оценивается общее и речевое развитие, состояние ЦНС, органов зрения и слуха, речевой моторики и артикуляционного аппарата. Для анализа письменной речи специалист может предложить ребенку переписать печатный или написанный от руки текст, записать текст под диктовку, описать по рисунку какой-то сюжет, почитать вслух. На основе полученных данных составляется протокол, и врач делает заключение.

В диагностике огромную роль играет и время, в которое она проходит. Лучше всего обращаться за консультацией в минимально возможном возрасте (лучше – в детском саду), чтобы иметь возможность начать корректировать отклонение на его ранних стадиях. В случае если в детстве необходимые меры приняты не будут, дисграфия проявит себя во взрослом возрасте, и устранить ее будет намного проблематичнее.

Коррекция и лечение дисграфии

В отличие от западных стран, где для лечения и коррекции дисграфии разработаны специальные программы, в России таких пока нет. Именно поэтому коррекционные мероприятия должны начинаться уже в детсадовском возрасте, и включать в себя особые методики и приемы, которыми владеют логопеды. А вот с помощью обычной школьной программы устранить дисграфию не получится. Собственно, полностью устранить отклонение не сможет никто – такова уж его специфика. Однако приблизить навык письма к идеалу все же можно.

Корректирующие программы обязательно разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного случая и, конечно же, формы нарушения. Чтобы скорректировать отклонение, специалист разрабатывает систему восполнения пробелов в процессах, важных для формирования навыка письма, проводит работу над развитием речи и ее связности. Также даются задания на формирование грамматики и развитие лексикона, корректируется пространственное и слуховое восприятие, развиваются мыслительные процессы и память. Все это приводит к развитию навыка письма.

В дополнение к логопедическому комплексу врачи нередко используют лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Что касается медикаментозного лечения, то его целесообразность и эффективность остаются под большим вопросом.

Если же вы решите принимать непосредственное участие в лечении дисграфии у своего ребенка, используйте игровую деятельность. Младшим школьникам полезно давать задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое восприятие звуков.

Полезно играть со своим ребенком в историка – когда ребенок пишет буквы пером и чернилами. К выбору обычных инструментов письма нужно подходить с умом. Рекомендуется покупать ручки, карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным корпусом, т.к. они массируют дистальные концы пальцев рук, посредством чего головному мозгу посылаются дополнительные сигналы.

На самом деле вариантов проработки отклонений письма существует немало, но все они в обязательном порядке должны обсуждаться с логопедом. Также мы рекомендуем обращаться к специализированной литературе. Обратите внимание на книги Е. В. Мазановой («Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки»), О. В. Чистяковой («30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии», «Исправляем дисграфию»), И. Ю. Оглоблиной (Логопедические тетради для коррекции дисграфии), О. М. Коваленко («Коррекция нарушений письменной речи»), О. И. Азовой («Диагностика и коррекция нарушений письменной речи»).

Эти книги содержат много полезного материала для самостоятельных занятий дома. Но быстрый результат вряд ли возможен, а потому нужно набраться терпения и реагировать на ошибки адекватно. Занятия должны быть систематическими, но недолгими; обязательно давайте ребенку возможность отдыхать, играть и заниматься любимыми делами. А сами уделите время на просмотр видео «Как преодолеть дисграфию », откуда тоже можно почерпнуть немало полезной информации.

В дополнение заметим, что даже если проблема дисграфии для вас не актуальна, это еще не значит, что можно списывать ее со счетов. Чтобы не дать ей развиться, советуем время от времени проводить мероприятия по профилактике, о которых тоже нужно сказать несколько слов.

Профилактика дисграфии

Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ваш ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя , памяти, мыслительных процессов, пространственного восприятия, зрительной и слуховой дифференциации и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.

Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк. А еще мы хотим предложить вам несколько упражнений, которые можно использовать как для профилактики, так и для коррекции дисграфии.

Упражнения для профилактики и коррекции дисграфии

Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми младшего школьного возраста, но могут выполняться и детьми постарше:

  • Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д..
  • Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
  • Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
  • Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
  • Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
  • Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
  • Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.

И еще несколько советов по проведению занятий:

  • Обстановка должна быть спокойной, ребенка ничто не должно отвлекать
  • Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребенка
  • В случае затруднений помогайте ребенку, но не выполняйте задания сами
  • Не учите ребенка иностранным словам, если он еще не готов к этому психологически
  • В повседневном общении говорите как можно правильнее и четче
  • Не повторяйте за ребенком слова и фразы, которые он произносит неправильно
  • Не забывайте внимательно подбирать инструменты для письма
  • Оказывайте психологическую поддержку ребенку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все»
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибки
  • Поощряйте и хвалите ребенка за любые, даже самые незначительные успехи

Помните, что грамотный подход в воспитании, забота и внимание к ребенку, а также предельная внимательность к процессу его развития помогут вам вовремя распознать отклонения и принять меры по их коррекции и устранению. А мы желаем вам и вашим детям успехов в обучении и освоении новых навыков!

Рассмотрение дисграфии с позиции понимания ее как расстройства формирования у детей нового и сложного вида психической деятельности отвечает и практическим запросам сегодняшнего дня. Такое положение обусловлено не только ростом числа детей, пока еще традиционно называемых «с задержкой психического развития», но и появлением у современных детей качественно новых особенностей формирования высших психических функций и процессов, форм психической деятельности (Л. С. Цветкова, 2001).

Глава 1. Детская дисграфия

1.1. Определение дисграфии, ее симптоматика, причины возникновения

Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Приведем несколько наиболее известных определений. Р. И.Лалаева (1997) дает следующее определение: дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

И. Н. Садовникова (1995) определяет дисграфию как частичное расстройство письма (у младших школьников - трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

А. Н. Корнев (1997, 2003) называет дисграфией стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т. е. руководствуясь фонетическим принципом письма) несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.

А. Л. Сиротюк (2003) определяет дисграфию как частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

До настоящего времени нет единого понимания, в каком возрасте или на каком этапе школьного обучения, а также при какой степени проявления нарушения можно диагностировать у ребенка наличие дисграфии. Поэтому разделение понятий «затруднения в овладении письмом» и «дисграфия», понимаемая как стойкое нарушение у ребенка процесса реализации пись ма на этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается завершенным, на наш взгляд, более корректно как с точки зрения понимания сути дисграфии, так и в плане организации педагогических мероприятий по предупреждению или преодолению данного нарушения.

Умение писать и сам процесс написания текста – это сложный, по своей сути, психологический процесс, который психологи ставят в один ряд с такой способностью человека, как речь и восприятие информации, в самопроизвольной и системной ее форме, как и к двигательные способности человека.

Под медицинским термином – аграфия медики подразумевают расстройство в самом процессе письма, обусловленное , но все движения руки и кисти при этом сохранены. Интеллект, умственные способности сохранены также в полной мере, как и уже приобретенные навыки письма.

Само заболевание возникает и развивается вследствие поражения у пациента левой части коры головного мозга у правшей или же правого полушария – у левшей.

Виды расстройства — их особенности

Различают следующие виды аграфии:

  1. Чистая или же амнестическая – в этом случае у пациента случается сбой в письме, когда текст пишется под диктовку или же его пишут со звукового оригинала, а при списывании способность к письму в большей или меньшей степени сохраняется. Часто в своем течении сочетается с , выступая его ярким симптомом, а в тяжелой форме своего течения проявляется в зеркальном написании слов. В последнем случае развивается зеркальный подвид чистой аграфии.
  2. Апраксическая форма патологии – проявляет себя как самостоятельное заболевание или же может быть проявлением идеаторной . Ребенок просто неспособен понять, как держать ручку, а последующие движения не способствуют правильному написанию букв и слов, их последовательности. Эта форма расстройства диагностируется при любом виде письма, как под устную ему диктовку, так и при самостоятельном списывании текста.
  3. Афатическая форма нарушения формируется при , при которой поражена левая височная кора в строении мозга, что становится причиной проблем со слуховой и речевой памятью, а также фонематической разновидностью слуха.
  4. Конструктивная форма расстройства – развивается при конструктивной разновидности патологических изменений в головном мозгу.

Какие части мозга страдают

При поражении левой височной коры в головном мозге – развивается афатическая форма патологии, что провоцирует нарушение в слухоречевом типе памяти и поражение фонематического типа слуха.

Если нарушения диагностированы в работе задних отделов 2-й лобной извилины, расположенной в доминантном у пациента полушарии, то врачи диагностируют чистую форму аграфии, не связанную с иными патологиями и заболеваниями.

Если пациент пишет в зеркальном порядке – развивается зеркальный подвид нарушения и такую форму патологии чаще всего диагностируют у левшей, у интеллектуально отсталых пациентов, при сбое в процессе взаимодействия между полушариями мозга.

Дисграфия – частный случай аграфии

Симптоматика патологии может различаться – она зависит от первопричины развития болезни. Дети, у которых диагностирована дисграфия, – умные, с высоким уровнем интеллекта, могут успевать по другим школьным предметам, но в их тетрадях допускают очень много ошибок, путая написание таких букв как Р и З, Э и Ъ.

Где искать причину?

Основной причиной, которая провоцирует развитие аграфии, медики называют .

Спровоцировать данное расстройство могут также следующие факторы:

  • или же развитие или ;
  • негативное действие на организм и головной мозг токсинов;
  • воспалительные процессы, спровоцированные .

Часто причиной развития данной патологии является родовая травма – в меньшем возрасте ребенок не умеет говорить, не учится писать, в более старшем возрасте сбой в письменной речи в своем течении сочетается с неспособностью выражать свои мысли при помощи устной речи.

Также сбой в умении писать может быть и признаком развития иной патологии, течения основного заболевания, например при развитии , — данное нарушение указывает на развитие очага поражения на грани височных и теменных долей мозга. У детей или же взрослых нарушается фонематическое восприятие информации и ее интерпретация в графические символы.

Как показывает медицинская статистика, чаще аграфией страдают дети, у которых наблюдается недоразвитость устной речи, развитие языкового, словарного запаса не достигло их возрастного уровня развития.

Дополним клиническую картину

Самым ярким проявлением заболевания является полная и необратимая потеря к способности писать. Отмечается сильное нарушение в структуре самого слова, буквы пропущены, пациент не способен соединять слоги, но интеллект остается незатронутым, а ранее выработанные навыки письма не нарушены.

Ребенок или взрослый не могут написать текст под диктовку или же просто переписать его с оригинала, проявляет себя зеркальное размещение букв, слов и целых предложений.

Постановка диагноза

Сам процесс диагностики нарушения не вызывает затруднений. В самом начале врач проводит детальный осмотр пациента, проводит , изучает пример текста пациента. На практике сложнее удается диагностировать первопричину, которая приводит к развитию данного заболевания.

В начале обследуется головной мозг и выявляется очаг поражения и, как следствие, причина нарушения. Для этого врач проводит опрос пациента и родителей, если это ребенок, далее применяется дополнительные методы неврологического исследования — или же , рентгенологическое исследование черепа.

Также врачи применяют в процессе диагностирования , .

Лечение и коррекция

Прежде всего, пациента ставят на учет у невропатолога, назначают медикаментозный курс лечения, обучают заново навыкам письма по специально разработанной программе.

В ней, прежде всего, ставится за цель преодоление инертности в звеньях, ответственных за структуру слога, выбор слов и восстановление всех языковых функций, речи – как письменной ее формы, так и устной. Со взрослым и ребенком специалисты проводят как индивидуальное, так и коллективное занятие, только так достигается положительный эффект.

Пациент стоит на контроле у психиатра и логопеда, где проходит курс психиатрии и логопедические уроки. Как пример – занятия ритмикой, которые помогут восстановить работу коры головного мозга.

ЛФК также положительно влияет на уровень умственного развития пациента, поскольку научно доказана взаимосвязь между движением, физической и двигательной активностью и умственной тренировкой той или иной, пораженной части головного мозга.

Музыка и пение помогают развивать моторику голосовых связок, мышц и связок гортани. Игра на музыкальных инструментах помогает развить моторику пальцев, что также благотворно сказывается на работе полушарий головного мозга.

Лечение практикует курс лечения у логопеда – лого-ритмика и музыкальные упражнения оказывают самый положительный результат в лечении аграфии.

Главное при проявлении первых проблем с письмом не стоит запускать болезнь, а нужно обратиться к специалисту. Среди которых логопед или же невролог, психотерапевт. Никогда не стоит рисковать и нужно своевременно обратиться к медикам. Только так можно своевременно устранить патологию.

За советом к логопеду

Дисграфия

Эта статья посвящена дисграфии. Меня, как специалиста, серьезно заботит проблема дисграфии, поскольку детей с таким диагнозом становится все больше и больше. Задача статьи - помочь тем, чем можно помочь: дать представление о диагнозе, совет, познакомить с необычной точкой зрения.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно. Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.

Этиология дисграфии.
Вопрос об этиологии дисграфии до настоящего времени является дискуссионным. Многие ученные (М. Лами, К. Лонай, М. Суле) отмечают наследственную предрасположенность. Они считают, что это связано с тем, что дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции. Но большинство исследователей, изучающих этиологию дисграфии, отмечают наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. Этиология дисграфии связывается с воздействием биологических и социальных факторов.
Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения.
Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (алалия, дизартрия, афазия). Нарушения письма очень часто встречается у детей с ММД, ОНР, ЗПР, ЗРР, СДВ.
Таким образом, в этиологии дисграфии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, "цепочка" детских инфекций, травмы головы).

Речевая симптоматика дисграфии.
При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.

Неречевая симптоматика дисграфии.
У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы.

Механизм дисграфии.
Чтобы понять механизм развития дисграфии, начну издалека. Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух - физический . Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля...
Вторая разновидность - музыкальный слух. Благодаря этому, мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов.
Наконец, третий вид - речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом - сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова "дочка-точка", "уголь-угол", "палка-балка", "чашка-Сашка". Замена глухого звука звонким звуком, твердого - мягким, шипящего - свистящим придает слову новое содержание.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений письма, о которых я рассказываю. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист.

Какая область мозга "отвечает" за письмо? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга "заведует" предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более "древняя", автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям "объясняться" с помощью рисунка (как в древности - посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на "зеркальный" характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону, как при изображении в зеркале. Пример: "С" и "З" открываются влево; "Ч" и "Р" выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв - характерная особенность левшей.

Выделяют пять форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

2. Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

 пропуски букв и слогов;

 перестановка букв и (или) слогов;

 недописывание слов;

 написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";

 повторение букв и (или) слогов;

 контоминация - в одном слове слоги разных слов;

 слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

4. Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.

На что нужно обратить особое внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.

2. Если он - переученный правша.

3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

4. Если в семье говорят на двух или более языках.

5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Хочется уделить особое внимание такой проблеме, как дизорфография, проявляющаяся в стойкой неспособности освоить орфографические навыки (несмотря на знание соответствующих правил).

Основными трудностями являются обнаружение орфограмм и решение орфографических задач. Особенно трудны орфограммы с безударными гласными в окончаниях слов.
Дизорфография - это особая категория специфических нарушений письма, которой выражается связь между словами в предложении.
При дизорфографии отмечается также "…стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией". (А. Н. Корнев).

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?
Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то - месяцы. Суть уроков - тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Кто способен научить ребенка читать и писать?

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста - квалифицированного логопеда.
Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" - полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма.
Несколько советов родителям:

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько слов о почерке.
Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).
Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!

КАК НАУЧИТЬ
Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!
Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.
Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen.
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.

Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.
Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной, необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в тетради. Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы.
Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.

НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ,
которые помогут в преодолении дисграфии

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.

1) Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

2) Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).
Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

3) "Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только).
Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).
Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".

4) "Пропущенные буквы".
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

5) Лабиринты.
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Найти разнообразные лабиринты можно здесь или здесь

Диктанты надо писать! Только по-особому.

1. Чрезвычайно медленно!
На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.

2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это "не для него", так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия "безударные гласные" и "причастный/деепричастный оборот".
Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).

3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания

Учим словарные слова

Материал можно найти в отдельной статье "Как работать со словарными словами", которая будет опубликована через неделю.

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом...

1. Статью "Блуждая по Царскосельским залам, или тридцать кровоточащих ран дисграфиков". Автор Ананьева Елизавета Исаевна из г. Санкт-Петербург. Психолог, работает в коррекционном детском доме, и дети ее обожают, одно из самых любимых и удачных ее профессиональных "детищ" - игровая программа профилактики и коррекции дисграфии.

Бродя по залам Царскосельского лицея, с удивлением узнаешь, что А. С. Пушкин вовсе не был блестящим учеником. Он не успевал по математике. Совсем не успевал!.. Но из элитного учебного заведения его почему-то не выгнали. Дали возможность получить прекрасное образование, обрести верных друзей, стать таким, каким он стал: великим поэтом, которым мы восхищаемся и гордимся.

Но это было в девятнадцатом веке.

А что стало бы сейчас с таким "дисгармоничным" ребенком? Ни в одной гимназии его держать бы не стали. Родители его были людьми занятыми и небогатыми. Времени и денег на поиски частной школы с индивидуальным подходом и хорошим отношением к детям у них могло бы и не найтись. Саша с диагнозом дискалькулия (невозможность обучиться счету) мог оказаться и во вспомогательной школе. Стать впоследствии переплетчиком и переплетать собрания сочинений Гнедича, Рылеева и других своих бывших друзей.

Как-то в солидном журнале проскользнуло маленькое сообщение о том, что один из ведущих архитекторов Франции предпочитает брать на работу в свою фирму бывших дисграфиков (то есть тех, кто был не в состоянии без специальной помощи научиться грамотно писать).

Он убежден, что такие люди являются генераторами идей и обладают оригинальным видением пространства.

Но это во Франции.

В России такой человек никогда не смог бы стать дипломированным архитектором. И художником тоже. Не сможет он без ошибок написать сочинение.

С дисграфиками у нас вообще забавно получается. Логопеды с ними работают только в начальной школе. И то не со всеми. А когда наступает пора идти в пятый класс, у части детей катастрофически ухудшается грамотность. Даже у тех, кто особенно за русский язык не тревожился. Учился себе спокойно на твердую тройку или даже на слабенькую четверку.

А в средней школе как в чужой стране: учителя все разные, у каждого свой характер и свои требования.

Бежит пятиклассник, как по лабиринту и нервничает - чем сегодня будет недовольна Мария Ивановна, за что накричит Вероника Петровна, и как бы не попасться под горячую руку щедрого до двоек Николая Фомича.

А если наш пятиклассник ребенок эмоциональный, то начинается у него невроз. А тут, как говорится, где тонко, там и рвется. А тонко у него вполне возможно, как раз в грамотном письме.

И тогда классная работа такого ученика после проверки учителем начинает напоминать самые жестокие сцены современных триллеров. Кровавые раны красная ручка учителя оставляет иногда в 30 местах. Страшное зрелище!!!

Однажды методист г. Пушкина порекомендовала учителям не кромсать тело ученической работы красными чернилами, а закрасить ошибку белым "штрихом", не поставив никакой оценки. Пусть посмотрит подрастающий человек на образовавшиеся пробелы, и сам подумает, в учебнике и в словаре пороется, с родителями посоветуется. А затем сам все исправит.

Если поленится он так поступить, то можно воспитывать его традиционными методами: двойками, красными пометками, замечаниями. Оказалось, многие ученики красных пометок не дожидались, сами свои ошибки исправляли. И грамотность у них постепенно улучшалась. Правда, учителям дел прибавилось. Ведь одну и ту же работу им пришлось проверять 2 раза.

А если в тетрадях все же красным-красно, что же делать? Прежде всего, успокоить ребенка и снять стресс. Лучше всего с помощью творчества. Ведь дисграфики чаще всего люди творческие.

Зоя Васильевна Матюшина, логопед с тридцатипятилетним стажем, работает с подростками - дисграфиками, обучая их... писать стихи.

Сначала учит их любить поэзию, читая то, что любит сама. Затем - показывает, что гармония стиха складывается из чередования ударных и безударных слогов, которые стоят в строках строго друг за другом, как солдаты на параде. А рифма, словно правофланговый, замыкает каждую строчку-шеренгу.

Перепроверяя от стиха к стиху эти нехитрые правила, ребята перестают пропускать гласные, начинают ставить точки в конце предложений, а потом и сами пробуют писать стихи. Получается неплохо.

Рассказы дети тоже пишут замечательные.

Сначала дети рисуют двумя руками одновременно морское дно, или зиму, или лес. Это для улучшения межполушарной координации.

Или рисуют по клеточкам под мою диктовку оленей, человечков, инопланетян. Затем дома пишут рассказ о нарисованном герое. А на самом деле рассказ о себе.

Самые интересные произведения я прошу оформить и храню в своем альбоме. Он становится все толще и толще. Ведь они такие творческие личности! Такие ранимые и такие талантливые.

Эти дисграфики.

Запись по поводу: Так что же все-таки делать с дисграфиками добросовестному учителю?

1) Не обращать внимания на их "безграмотность", работать с ребятами только по поводу творчества и содержания? А как тогда быть с контрольными, итоговыми сочинениями, экзаменами и прочими пока еще обязательными процедурами, за которыми следуют орг.выводы? Плюнуть на них? Но если плюнет на все эти экзамены только один учитель, то ребята останутся с двойками и переэкзаменовками по русскому языку, а если плюнут все, то разрушится одно из оснований существующей системы образования - необходимость всех по всем предметам в итоге оценить и зависимость от этих оценок дальнейших жизненных планов ребенка.

2) Отправить ребенка к логопеду и рассчитывать, что эти занятия помогут исправить ситуацию и на других уроках? А если логопеда в школе нет, а родители не в состоянии оплачивать дополнительные занятия? Тогда что, стать самому для этого ребенка "логопедом" и заниматься с ним индивидуально? Когда? После уроков - за какие деньги, да и времени на всех "дисграфиков" не хватит. Во время уроков? Но тогда нужно менять всю организацию урока, поскольку фактически придется в одном помещении в одно время для ребят реализовывать разные программы обучения.

3) Начать вести уроки "по-Матюшински". Но для всех ли ребят такой подход полезен, осмысленен? Да и где учителю научиться работать "по-Матюшински"? Многие ли учителя потянут таким образом работать? Ведь предлагаемый подход в некотором смысле разрушает имеющийся опыт учителя, традиционные основания его работы, заложенные много лет назад в вузе, а потом длительной практикой?

2. Статью Дмитрия Писаренко "Читать позже, чем ходить" из газеты "Аргументы и факты. Москва" от 2 марта 2005 года.

Московские ученые бьют тревогу: 50-60% старшеклассников - неграмотны. Эти подростки уже не смогут квалифицированно освоить профессию.

Еще 20 лет назад считалось, что население советской страны, а ее столицы и подавно, имеет 100%-ную грамотность. Правда, критерии грамотности у нас были не такие, как во всем мире. Уметь складывать буковку к буковке, писать свою фамилию и читать ее - вот и все заслуги. В то время как ЮНЕСКО в 1958 г. дало свое определение грамотного человека: таковым считается тот, кто умеет стройно излагать свои мысли и в соответствии с требованиями к родному языку способен написать краткую автобиографию.

Столица давно рассталась со званием самого интеллектуального города.

"Сейчас Россия по грамотности чтения стоит на 28-м месте. Это данные последнего масштабного исследования, его проводили среди 15-летних школьников 32 стран, - говорит директор Института возрастной физиологии, доктор биологических наук, академик РАО Марьяна Безруких. - Оценивались три параметра: способность находить информацию в тексте, интерпретировать ее и давать оценку. Замечу, что в 15-летнем возрасте навык чтения должен быть полностью сформирован: человек выбирает профессию и вуз для поступления. Высшую оценку в 5 баллов получили лишь 3% наших старшеклассников. А вот 1 балл заработали 18%! Они способны понимать только простейший текст и не более. Но это не все. Оказалось, что у нас есть дети, которые выполнили задание ниже 1 балла! И их 9%. Значит, у нас 27% подростков, не способных как-то интерпретировать, пересказывать и анализировать прочитанное. Это функционально неграмотные люди. Они не смогут освоить профессию, понять должностную или какую-либо другую инструкцию, выполнить задание, даже самое простое. Это балласт для общества".

Продолжим арифметику. Если к 27% "балласта" прибавить 29% тех, кто в результате тестирования получил 2 балла (требовалось усвоить информацию в явном виде, без иносказательности), то выйдет, что потенциально неграмотных молодых людей у нас больше половины. Вся эта печальная статистика верна и для Москвы: столица давно рассталась со званием самого интеллектуального города.

Откуда же взялось это обилие неграмотных школьников? Институт возрастной физиологии провел свое исследование - на этот раз среди школьников с трудностями обучения письму и чтению в младших классах Москвы. Ученые пришли к выводу: отстающие дети вовсе не глупые, просто методики и темп обучения не соответствуют их возможностям.

Именно ошибками в преподавании Марьяна Безруких объясняет возросшую безграмотность старшеклассников: "В начале 90-х интенсивность обучения резко увеличилась. Родители мечтали, чтобы их чадо стало вундеркиндом, а учителя-методисты разрабатывали свои рекомендации. Например, ребенок должен читать со скоростью 120-140 слов в минуту. Но это тоже не соответствует физиологическим возможностям ребенка, а главное - особенностям восприятия информации. Механизмы чтения вслух и про себя разные. В практической жизни вам больше пригодится чтение про себя, но вот этому навыку в школе как раз и не учат!"

Интенсивность обучения обернулась тем, что "Букварь" теперь проходят за 2-2,5 месяца, в то время как раньше на это отводился как минимум год. А ведь навыки письма и чтения сформировать быстро нельзя: это та база грамотности, которую надо закладывать медленно. Еще одна инновация 90-х: преподаватели стали требовать от родителей, чтобы те приводили в первый класс читающих и пишущих детей. Родители и стараются: ребенку еще трех лет не исполнилось, а его заставляют читать. Это бессмысленно и опасно: у детей, которых научили читать очень рано, формируется неправильный механизм чтения. Даже став взрослыми, они с трудом воспринимают тексты.

"Механизмы для формирования навыков чтения и письма созревают у ребенка не раньше, чем к 5-6 годам, об этом надо помнить и учителям, и родителям, - советует Безруких. - А в более раннем возрасте буквы воспринимаются лишь как символы, они ничем не отличаются от изображения домика или курочки. Еще одно заблуждение начальной школы - необходимость обучения каллиграфическому письму - создает дополнительные проблемы. Наши потомки все меньше будут писать ручкой. И, наверное, целесообразней учить детей писать полупечатными буквами - так проще и легче. Вы заметили, что дети 5-6 лет до школы очень любят подписывать рисунки печатными буквами? Потом дети приходят в школу, и их заставляют долго и нудно выводить крючочки, не отрывая ручку от бумаги. Получается с трудом. Разрывается естественный процесс формирования письменной речи".

Увы, еще остались школы, где преподаватели с секундомером в руках замеряют скорость чтения. И доводят детей до тяжелых неврозов, до заикания. Кстати, количество детей-невротиков, по данным ученых, растет. В начальную школу их приходит около 20%. А, сколько будет к старшим классам? Во многом зависит от того, что будут от них требовать.

3. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения чтения и письмом. Известия АПН Р.- СФСР1950.-Вып.70

4. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. - М.,1961

5. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. - М.,1983

Анатомо-физиологические основы письма . Письменная речь - это средство общения людей при помощи определенных графических знаков, отражающих устную речь, мысли, закрепляющая их во времени и являющаяся способом передачи их на расстоянии. Письмо стало возможным благодаря усложнению трудовой деятельности человека в результате возникновения второй сигнальной системы. Оно (письмо) является сложным условно-рефлекторным процессом, преимущественно осуществляющимся при помощи речедвигательного, речесенсорного, зрительного, двигательного анализаторов. Внешние регулирующие механизмы письменной речи располагаются в левом полушарии. Мышечный комплекс движений письма осуществляется при помощи эфферентных систем (пирамидной, паллидарно-пирамидной, мозжечковой) и периферических нервов. Нарушение этих анализаторов и эфферентных систем приводит к различным проявлениям нарушения письма, которые в основном выявляются в двух формах: 1. аналитико-синтетических, и 2. изменении почерка.

Аграфия . Аналитико-синтетичесие нарушения письма обычно наблюдаются у взрослых, страдающих различными формами афазии, и обозначаются как аграфия. Последняя в основном характеризуется следующим симптомо-комплексом:

[1 ] литеральные, слоговые, вербальные параграфии (перестановка букв, слогов и т.д.);
[2 ] распад конструкции букв на составные элементы без возможности их синнтезироания;
[3 ] сохранность написания отдельных букв, бессмысленный набор букв при написании слов и предложений;
[4 ] оптико-пространственная аграфия;
[5 ] зеркальное письмо;
[6 ] нарушение письма стереотипными повторениями одних и тех же букв и цифр.

Аграфия, наблюдаемая при сенсорной афазии, характеризуется тем, что у больного, который может списывать тест и подписываться (т.е. сохранены двигательные стереотипы) имеются грубые нарушения письменного воспроизведения теста под диктовку, а также самостоятельного письма. Нередко такие больные не могут квалифицировать услышанный звук.

Если у больного отмечаются явления «жаргонофазии, то она проявляется при письменном изложении мысли: больной пишет на непонятном для окружающих жаргоне. Нередко в написанном тексте обнаруживаются персеверации (раз применив обозначение для предмета, больной застревает на нем, неадекватно используя его в последующих предложениях) [жаргон греч. aphasia - утрата речи, немота - проявление сенсорной афазии в виде логореи и множественных литеральных, вербальных парафазий, отчего речь пациентов делается непонятной ни им самим, ни окружающим их людям;].

Аграфия при моторной афазии проявляется в искажении написания слов, а именно в последовательности слогов (параграфия). При этом предложения больным строятся грамматически неправильно.

Поражения затылочной или затылочно-теменной области могут выявляться в зрительной форме аграфии: искажение начертательного изображения (величины и формы) письменных знаков вследствие нарушения правильного восприятия пространства. Почерк таких больных характеризуется неравномерностью величины букв, их угловатостью, неустойчивым направлением строки.

При поражении теменной или теменно-затылочной области левого полушария (поля 39 и 40 ) иногда может наблюдаться зеркальное письмо.

Нарушение письма при поражении анализаторов и вставочных эфферентных систем. Нарушение двигательного анализатора (например, поражении задних столбов) проявляющееся в виде исчезновения информации от мышечно-суставных рецепторов правой руки, обуславливает также расстройство координации движений. Почерк характеризуется непостоянным наклоном и размером букв, отсутствием прямых длинных штрихов, которые обычно преломляются в нескольких местах. Больной не может аккуратно провести прямую линию.

Поражение палидарно-нигральной системы (синдром паркинсонизма) также сопровождается изменениями почерка, который становится мелким (микрография). Дрожание обуславливает ритмичную извилистость штрихов. Пи хорее ранним симптомом болезни может быть изменение почерка, который становится неряшливым, беспорядочным, резко тактичным.

Поражение мостомозжечковых систем, проявляющееся двигательной атаксией конечностей и интенционным дрожанием, значительно изменяет почерк: наблюдается излом и извилистость штрихов букв, которые становятся неравномерными по размеру (то слишком большие, то слишком маленькие). Иногда такие больные не могут поставить точку – получается тире.

Источник: «Практикум по неврологии» Г.В. Архангельский; издательство «Медицина», Москва, 1967.

© Laesus De Liro


Уважаемые авторы научных материалов, которые я использую в своих сообщениях! Если Вы усматривайте в этом нарушение «Закона РФ об авторском праве» или желаете видеть изложение Вашего материала в ином виде (или в ином контексте), то в этом случае напишите мне (на почтовый адрес: [email protected] ) и я немедленно устраню все нарушения и неточности. Но поскольку мой блог не имеет никакой коммерческой цели (и основы) [лично для меня], а несет сугубо образовательную цель (и, как правило, всегда имеет активную ссылку на автора и его научный труд), поэтому я был бы благодарен Вам за шанс сделать некоторые исключения для моих сообщений (вопреки имеющимся правовым нормам). С уважением, Laesus De Liro.

Posts from This Journal by “ОНМК” Tag

  • Ишемические синдромы в вертебрально-базилярном бассейне

    Нередко симптомы больного с острой ишемией в вертебробазилярном бассейне (далее - ВББ) даже врачи [ !!!] специализированных центров не…

  • Инсульты-хамелеоны

    ... «инсульты-хамелеоны» бросают вызов врачам-неврологам неотложной медицины, приводя к существенным диагностическим трудностям. Острый…


  • Геморрагическая трансформация инфаркта мозга

    … в ряду внутричерепных кровоизлияний геморрагическая трансформация является наиболее частой формой. Дефиниция. Термин «геморрагическая…


  • Механическая тромбэктомия (ишемический инсульт)

    С 2008 года тромболизис является неотъемлемой составляющей оказания медицинской помощи больным с [ишемическим] инсультом (ИИ) в условиях…

  • Поверхностный сидероз центральной нервной системы