Вмс франции во второй мир войне. Военно-морские силы франции

В XVII веке испытывал постепенный упадок, и уступал британскому флоту, хотя продолжал борьбу за господство на море . Все больше прибегал к набеговой тактике и приватирству . Тогда наряду с адмиралами выдвинулись такие корсары , как Дюге-Труэн .

Ядерные силы

Командная структура

Главное командование ВМС Франции , Париж

  • Командование Атлантической зоны , Брест

  • Командование зоны Ла-Манш и Северного моря , Шербур

  • Командование Тихоокеанской зоны



  • Командование зоны Индийского океана

Организация

  • Надводные силы
  • Подводные силы
  • Силы морских фузилеров и морских диверсантов-десантников

Пункты базирования

ВМБ на острове Реюньон

Боевой состав

Бортовой номер

Наименование

В составе флота

Состояние

Примечания

Авианосцы

Флагман флота

Фрегаты

Противолодочный фрегат типа F67

La Motte-Picquet

Latouche-Tréville

Корвет типа A69

Lieutenant de vaisseau Le Hénaff

Корвет типа A69

Lieutenant de vaisseau Lavallée

Корвет типа A69

Commandant l’Herminier

Корвет типа A69

Premier maître l’Her

Корвет типа A69

Commandant Blaison

Корвет типа A69

Enseigne de vaisseau Jacoubet

Корвет типа A69

Commandant Ducuing

Корвет типа A69

Commandant Birot

Корвет типа A69

Commandant Bouan

Сторожевые корабли

Сторожевые корабли типа Albatros

Сторожевые корабли типа Lapérouse

Сторожевые корабли типа OPV 54

Сторожевые корабли типа OPV 54

Разоружен

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа Espadon 50

Сторожевые корабли типа Athos

Сторожевые корабли типа Athos

Десантные корабли

Десантные корабли типа Foudre

Десантные корабли типа Foudre

Подводные лодки

В 1980 году французское правительство приняло решение о строительстве двух новых атомных авианосцев, но построен был только « Шарль де Голль». Он имеет оригинальный силуэт а его «остров» создан по технологии «стэлс». Постройка этого боевого корабля, по различным источникам, обошлась от 3 до 10 миллиардов долларов, что, естественно и приостановило дальнейшие планы на строительство еще одного. Поэтому это пока единственный атомный авианосец и полное его название CVN « Charles de Gaulle», который находится на вооружении ВМС Франции. Он был построен на военно-морской верфи «Brest» в городе Brittany, а первое его название было «Ришелье», но с изменением руководства страны, название флагмана тоже поменялось.

Боевой корабль вступил в строй в сентябре 2000 года. После спуска на воду новый корабльсразу претерпел изменения: полетная палуба была увеличена на четыре метра для обеспечения более безопасных полетов.

В 2001 году самый большой авианосец ВМС Франции принимал активное участие в учениях в Средиземном море с другими боевыми кораблями французского флота.

После их окончания в декабре 2001 года он отправился в район Персидского залива, где участвовал в операции «

Несокрушимая свобода». Только в июле 2002 года боевой корабль вернулся в порт приписки Тулон.

В сентябре 2007 года атомный авианосец « Charles de Gaulle» снова стал на ремонт, который включал в себя обслуживание энергетической установки и установку новейшей системы управления на основе спутниковой связи.

На авианосцемогут одновременно находиться до 40 самолетов типа «Rafale M», дальность полета которых до 3940 километров или « Super Etendard» - с дальностью полета до 1682 километра, а также трех самолетов дальней разведки типа «Hawkege».

В ангаре надводного корабляесть место для 23 самолетов и двух вертолетов, остальные можно разместить на палубе.

самолет типа «Rafale M»


самолет дальней разведки «Hawkege»


вертолет «Panther»


вертолет «Dauphin»


Взлетно-посадочная полоса расположена под углом 8,5 градусов относительно судна - это позволяет создать необходимую подъемную силу при взлете.

Самолет взлетает за счет двух паровых катапульт типа «С-13» с интервалом запуска один самолет в минуту. При посадке летчику помогает корректировочная лазерная система типа « Dallas». На атомном авианосце установлено две системы стабилизации, контролируемые компьютером. Маятник на рельсовом ходу весом 22000 тонн и по два на борт плавниковых стабилизатора. Эти устройства позволяют снизить влияние неблагоприятных погодных условий, а также совершить успешную посадку самолетов с волнением моря до 6 баллов.

К артиллерийскому вооружению на боевом корабле относится восемь установок типа « Nexter» с калибром 20 мм, дальностью до 8 километров и скорострельностью 720 выстрелов в минуту. Противовоздушную оборону авианосцуобеспечивают зенитно-ракетный комплекс « Eurosam» с ракетами типа «Aster» и дальностью действия до 30 километров. Таких пусковых установок на борту восемь по две на каждой стороне морского судна.

Для отслеживания местоположение всех воздушных суден в радиусе до 70 километров, на авианосце имеется новейшая система радиолокации, отображающая цели на дисплей в трехмерном изображении. К радиоэлектронной защите боевого корабляотносятся десять пушек предназначенные для запуска так называемых ракет-ловушек, излучающие различного рода помехи и способные отвлечь ракеты противника уже на расстоянии до 3 километров. Кроме этого корпорация « Euroslat» разработала для авианосца новейшую противоторпедную систему, монтаж которой планируется в 2009 году. На борту действует единая для всех судов и кораблей Франции система распознавания, разработанная фирмой « Sytex», которая обеспечивает обмен необходимыми данными о судах в море.

авианосец ВМС Франции «Charles de Gaulle» с фрегатом «La Fayett



морские маневры французских и американских кораблей


авианосцы «Enterprise» и « Charles de Gaulle»


авианосец «Charles de Gaulle» впорту



Руководство ВМС Франции планирует к 2015 году спустить на воду еще один авианосец, но этот класс кораблей будет в корне отличаться от его предшественника, который на то время будет поставлен на обслуживание.


Технические характеристики авианосца CVN «Charles de Gaulle»:
Длина - 261,5 м;
Ширина - 64 м;
Осадка - 8,5 м;
Водоизмещение - 40600 тонн;
Энергетическая установка- два ядерных реактора с турбинами типа «Rolls Royce »;
Мощность - 76160 л. с.;
Скорость - 27 узлов;
Экипаж - 1150 человек;
Авиация:
Самолетов типа «Rafale M» или «Super Etendard» - до 40;
Вертолетов типа «Panther» и «Dauphin» - по 2;
Летный и технический состав - 550 человек;


французский фрегат «Courbet»

Искусство быть незаметным во все времена было важнейшим условием успешных боевых действий. Самые эффективные удары всегда наносились внезапно. Когда появился радар, возникла необходимость сделать невидимой для него военную технику. Наиболее передовой в этой области считается технология «стелс»(англ. «stealthy» - незаметный, тайный»).

Технология малой заметностивовсе не изобретение двадцать первого века. Она была известна давно и применялась в военном деле в разные истории эпохи. В конце XIX века в армии начали вводить защитную форму цвета хаки.

Сама технология «стелс»на свет появилась незаметно, как и положено настоящей технологии невидимости. Если технике придать определенную форму, то она станет невидимой для радаров. Это открыло новое направление в гонке вооружений и военных технологий. Технология «стелс»имеет различные направления. Все зависит от того, какой путь выбрать. Незаметность обеспечивается применением определенных материалов, покрытий, которыми можно напылять корпус какой-либо техники. А также за счет новых физических принципов - генератора, который создает вокруг себя облако плазмы и делает практически «невидимым» объект в который помещен. Радиолокационную заметность удалось снизить в 100 раз. А пока технология «стелс»стремительно распространяется на все виды военной техники.

корабль выполненный по технологии «стелс»


В последние годы проектирование боевых кораблей ведущих стран ведется только с использованием технологии «стелс». При их постройке применяют многослойный пластик, углеродистые волокна, другие композиты, способные не только поглощать излучения радиолокаторов, но и делать морское судно малозаметным для магнитного инфракрасного обнаружения. Интересно, что первыми строить корабли-невидимки начали не в США, а во Франции.

Новейшие боевые фрегаты типа «La Fayette» будто сошли со страниц фантастической книги. Уже пять единиц боевых кораблей с пониженной радиолокационной заметностью состоят на вооружении ВМС Франции. Первый корабль в серии был спущен на воду в 1988 году «La Fayette» (F710), затем последовали фрегаты «Surcoef» (F711), «Courbet» (F712), «Aconit» (F713), и завершил серию в 2002 году фрегат «Guepratte» (F714).

новейшие боевые фрегаты класса «La Fayette»

фрегат «La Fayette»

фрегат «Courbet»

борт фрегата «Aconit»


вертолет на борту фрегата

под палубой боевого корабля

пуск ракеты

фрегат «La Fayette» и а вианосец «Independance»

фрегат «Surcouf»

Обозначение проекта

«Рюби»

Rubis class

Скорость (надводная)

15 узлов

Скорость (подводная)

25 узлов

Рабочая глубина погружения

45 суток, возможно увеличение до 60 суток

Экипаж

57 человек, в том числе 9 офицеров. 2 смены.

Ширина корпуса наиб.

Средняя осадка (по КВЛ)

Силовая установка

Входит в

Участие в

Морские коммандос являются силами специальных операций ВМС Франции. В составе подразделения около 500 бойцов, большая часть которых расквартирована на северо-западе Франции (Бретань). Учебные центры коммандос расположены по всей стране. Известны под прозвищем Verts («зеленые береты»). Их тренировки являются одними из самых жестких в мире. Они работают под руководством специального морского командования и COS.

История
Морские коммандос были сформированы во время Второй мировой войны в Великобритании по образцу британских коммандос. Принимали участие в высадке в Нормандии.
Франция имеет большие традиции пловцов-коммандос. Жак-Ив Кусто был морским офицером во время Второй мировой войны и приложил значительные усилия для создания подразделений аквалангистов Франции. Дальнейшее развитие боевые пловцы получили в годы Вьетнамской войны.
С 1950 г. коммандос ВМФ Франции базировались на корабле «Ле Малин» и были особо элитным подразделением.
Французские подразделения разведки вместе с боевыми пловцами собрались в центре парашютных операций.
Военно-морские коммандос по традиции носят зеленый берет со значком слева. Они продолжают соблюдать принцип исключительного обучения без компромиссов, работая на тренировках с полной отдачей.

Организация
Коммандос сведены в 6 подразделений, каждое из которых носит имя офицера, командовавшего им в свое время или погибшего в бою:
- Хуберт (борьба с водолазами противника, контртерроризм);
- Жауберт (нападение на море, вытеснение, ближний бой в море);
- Трепель (нападение на море, вытеснение);
- Пенфеньо (разведка, разведывательные операции);
- де Монфор (глубинная разведка и огневая поддержка);
- Кифье (кинологическое подразделение).
Отдельное подразделение специализируется на морской борьбе с терроризмом. Состоит из 30 человек, разделенных на две группы по 15 человек. Это подразделение было основано в 1994 г. Именно его бойцам приписывают арест Момчило Краишника в апреле 2000 года. В составе отрядов аквалангистов и других французских подразделений боевых пловцов есть два типа аквалангистов:
СВС — «специалисты по освобождению» — пловцы, обученные разрушению сооружений и мостов, обеспечению и поддержке действий других подразделений;
NIO — «Пловцы для наступательных действий» — подготовлены для действий в реках и устьях рек, обучены подрыву сооружений и мостов в глубине вражеской территории.


Известные операции

1982—1984 года — Ливан.

10 июля 1985 года— потопление судна Rainbow Warrior в Окленде, Новая Зеландия, с применением магнитных мин.
1987 год— действия в зоне Персидского залива. 5 мая 1988 г. — освобождение заложников в Новой Каледонии.

1991 год— обеспечение эмбарго в Персидском заливе.

Декабрь 1992—1993 г. — Сомали, операция «Возрождение надежды».

1994 год — Руанда, эвакуация иностранных граждан, оказавшихся в зоне гражданской войны.

Март 1997—2000 г. — миссия «Альба» в Албании.

1999 год— операция «Союзная сила» в Югославии.

Июль 2001 г. — обеспечение безопасности на встрече «большой восьмерки» в Генуе, Италия.

Октябрь 2008 г. — Афганистан, операция «Несокрушимая свобода».

Сентябрь 2008 г. — французские морские коммандос освободили двух заложников сомалийских пиратов у берегов Сомали. Погиб один боевик, захватили шестерых.


Отбор и подготовка
Все новобранцы должны быть военнослужащими морской пехоты, прослужившими не менее 9 месяцев. Они должны пройти специальный курс базовой подготовки, считающийся одним из самых сложных в войсках НАТО.
Диверсионная подготовка для морского спецназа проходит в школе «Фюзийер Марин» в Лорьяне. После прохождения курса и успешной сдачи экзаменов новобранцы получают право носить зеленый берет и знак коммандос.
Продолжительность курса 20 недель. Он включает в себя неделю тестирования, 6 недель подготовительного обучения, 4 недели оценки. Фактическая подготовка коммандос длится 7 недель, и 2 недели занимает десантная подготовка. В течение этого периода любая ошибка может мгновенно дисквалифицировать кандидата.
Конечной целью этой подготовки является выявление лиц с достаточным физическим, интеллектуальным и психологическим потенциалом, необходимым для работы в морских коммандос.
Коммандос в подготовке находятся постоянно под напряжением и давлением со стороны инструкторов, не оставляющим времени на передышку. Курсанты постоянно совершают марш-броски на несколько десятков километров с оружием и снаряжением. Марш-броски и преодоление штурмовой полосы сопровождаются стрельбами и обучением специальным дисциплинам, таким как спуск по веревкам и скалолазание, перемещение на лодках, использование взрывчатых веществ и приемов рукопашного боя. Инструктора, как правило, бывшие коммандос. На сон отводится два часа в сутки, подъем проводится взрывом гранаты.


Спецподразделения Франции:
Командование специальных операций COS
Бригада армейского спецназа
I-й парашютно-десантный полк морской пехоты
11-я парашютная бригада специального назначения
Спецназ жандармерии
Группа вмешательства GIGN

Знаки различия ВМС

Адмиралы и офицеры

Сержанты и матросы


Текущая страница: 1 (всего у книги 11 страниц)

Гаррос Л.
Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне

ПРЕДИСЛОВИЕ

Победа над фашизмом во Второй Мировой войне стала результатом коалиционных действий. Франция заняла достойное место среди держав-победительниц. Но ее путь в стан антигитлеровской коалиции был извилист. Флот разделял со страной все взлеты и падения. О его истории книга французского военного историка Л. Гарроса.

Представляемый вниманию читателей материал разделен на две части. В настоящий выпуск вошли главы о действиях ВМФ Франции в 1939–1940 годах: Норвежская и Французская кампании, действия флота в войне с Италией, а затем боях с англичанами в Мерс-эль-Кебире и Дакаре. Во второй части данной книги описываются события, 1941–1945 годов: вооруженный конфликт с Сиамом, действия у побережья Сирии в 1941 г., Мадагаскарская операция, события связанные с североафриканской высадкой союзников и история морских сил Свободной Франции.

Книга Л. Гарроса в некоторых аспектах весьма своеобразна. Прочитав ее, вы наверняка отметите ряд особенностей.

Во-первых, это непривычная нашему читателю французская "специфика" данного произведения. Л. Гаррос высокого мнения о маршале Петэне, генерала де Голля считает чуть ли не предателем, история ВМФ Франции во Второй Мировой войне сводится им, по сути, к истории флота Виши, для которого морские силы Свободной Франции являлись противником.

Во-вторых, вызывает недоумение отсутствие целого ряда известных эпизодов. В книге нет ни слова об участии французских кораблей в поиске германских рейдеров и перехвате прерывателей блокады, слабо отражена конвойная деятельность флота, не описан набег эскадренных миноносцев на Гибралтар в сентябре 1940 года и некоторые другие операции, обойдены вниманием выдающиеся успехи подводного минного заградителя "Рюби"… Зато немало вымышленных побед и смакования, возможно мужественных, но не оказавших никакого влияния на ход войны поступков. Иногда автор едва не скатывается к откровенно авантюрному жанру, например, описывая похождения офицера Буаламбера, который не известно где и с кем провел ночь.

Те, кто хорошо знаком с историографией Второй Мировой войны, уловят и третью особенность, а именно наличие пространных заимствований из трудов других французских историков. В частности, первые четыре главы Гарроса в значительной мере повторяют книгу Раймона де Бело "Французский флот в кампании 1939–1940 годов".

В связи со всем вышесказанным, у кого-то, возможно, возникнет вопрос, а стоило ли, вообще, публиковать эту книгу? Если бы она повествовала о британском, американском или германском флоте, действия которых, пусть не исчерпывающе, но все же описаны в отечественной литературе, ответ был бы отрицательным. С ВМФ Франции пока все иначе. Он по-прежнему остается "белым пятном". Поэтому любая публикация, проливающая свет на эту проблему, как нам кажется, должна представлять определенный интерес. Кроме того задумаемся, много ли известно имен французских историков, пишущих о действиях флотов во Второй Мировой войне? Раймон де Бело, Габриэль Офан, Жак Мор даль, Клод Хуан… и все. Поэтому открытие каждого нового имени во французской военно-морской историографии этого периода – уже само по себе событие. Несомненно заслуживает внимания представленная Гарросом вышеупомянутая французская трактовка событий, отличающаяся от того, что мы привыкли видеть в отечественной историографии, переводах английских и немецких историков. И, наконец, книга Гарроса интересна уже тем, что в ней описываются именно действия флота, а не история какого-нибудь одного типа корабля, как это сейчас в основном делается.

Книга Л. Гарроса публикуется нами полностью, за исключением параграфов "Английские соображения" и "Объяснения Уинстона Черчилля", содержание которых, по вполне понятным причинам, более напоминает политический пасквиль. Авторский текст снабжен комментариями, в т. ч. критического характера. Оригинальный фотоматериал дополнен фотографиями из коллекции "Ретроспективы войны на море". Карты было решено не русифицировать, т. к. они достаточно понятны и без перевода, а, кроме того, при русификации потеряли бы свою французскую стильность. В вопросе транскрипций французских имен и названий мы постарались, по возможности, пойти навстречу стремлению переводчика максимально приблизить русское написание слов к их французскому произношению, что иногда шло вразрез с рекомендациями справочника "Иностранные имена и названия в русском тексте". В тоже время все сложившиеся в серии "Ретроспектива войны на море" нормы транскрибирования названий кораблей остались в силе и для данного выпуска. В частности, названия городов и носящих их имена кораблей даются так, как они пишутся на карте ("Париж", "Страсбур"), некоторые названия для благозвучия даются в переводе ("Циклон", "Австралия"). Кроме того, учитывая трудности, связанные с транскрибированием французских слов, мы решили составить список всех названий и их транскрипций. Он будет помещен во второй части, которая, надеемся выйдет вскоре вслед за первой.

Часть 1

ФРАНЦУЗСКИЙ ФЛОТ В 1939 ГОДУ

Когда в сентябре 1939 г. началась война, в состав французского флота входили семь линейных кораблей, в том числе два старых линкора «Париж» и «Курбэ», три старых, но модернизированных в 1935-36 гг. линкора – «Бретань», «Прованс» и «Лоррэн», два новых линкора «Страсбур» и «Дюнкерк».

Имелось два авианесущих корабля: авианосец "Беарн" и авиатранспорт "Коммандан Тест".

Крейсеров насчитывалось 19, из них 7 крейсеров 1 класса – "Дюкен", "Турвилль", "Сюффрен", "Кольбер", "Фош", "Дюплекс" и "Альжери"; 12 крейсеров 2 класса – "Дюге-Труэн", "Ла Moтт-Пике", "Примоге", "Ла Тур д"Овернь" (бывш. "Плуто"), "Жанна д"Арк", "Эмиль Бертэн", "Ла Галиссоньер", "Жан де Вьен", "Глуар", "Марсейез", "Монкальм", "Жорж Лейг".

Внушительны были и торпедные флотилии. Они насчитывали: 32 лидера 1
В ВМФ Франции этот класс кораблей именовался «Contre-torpilleurs». В отечественной литературе, в различных изданиях, этот термин переводился как «эскадренные миноносцы», «контрминоносцы», «лидеры» (ни один из вариантов нельзя признать полностью удачным). Французские крейсера 1 класса по международной классификации – тяжелые крейсера, крейсера 2 класса – легкие крейсера.

– по шесть кораблей типов «Жагуар», «Гепар», «Эгль», «Вокелен», «Фантаск» и два типа «Могадор»; 26 эскадренных миноносцев – 12 типа «Бурраск» и 14 типа «Адруа», 12 миноносцев типа «Мельпомен».

В число 77 подводных лодок входили крейсерская лодка "Сюркуф", 38 подводных лодок 1 класса, 32 лодки 2 класса и 6 подводных минных заградителей.

Суммарное водоизмещение 175 вышеперечисленных кораблей составляло 554.422 тонн. Кроме пяти старых линкоров все остальные корабли вступили в строй после 1925 г., т. е. флот был относительно молодым.

В постройке находились четыре линкора: "Ришелье", "Жан Бар", "Клемансо" и "Гасконь". Первые два должны были вступить в строй в 1940 г. Строились также два авианосца – "Жоффр" и "Пэнлеве" – но они достроены не были.

В постройке находились 3 крейсера 2 класса ("Де Грасс", "Шато-рено", "Гишен"), 4 лидера типа "Могадор", 12 эсминцев типа "Арди", 14 миноносцев типа "Фьер", 5 подводных лодок 1 класса, 16 подводных лодок 2 класса, а также 4 подводных минных заградителя. Всего в разных стадиях постройки было 64 корабля суммарным водоизмещением 271.495 тонн.

К этому списку следует добавить авизо, канонерки, тральщики, морские охотники, торпедные катера, суда снабжения. Последние призывались (реквизировались) при мобилизации 2
С началом войны было мобилизовано 29 крупных торговых судов, переоборудованных во вспомогательные крейсера или плавбазы, 2 госпитальных судна, а также 66 сторожевых кораблей и 346 тральщиков, переоборудованных из траулеров и угольщиков.

Морская авиация слишком слабая, но растущая, состояла из 45 штурмовиков, 32 бомбардировщиков, 27 истребителей, 39 разведчиков, 46 торпедоносцев, 164 корректировщиков и др. Всего же было 159 летательных аппаратов корабельного базирования и 194 – берегового 3
В первой линии. Всего же французский флот располагал к 3 сентября 1939 г. 745 летательными аппаратами. В книге Р. де Бело данные, приводимые Л. Гарросом, раскладывается по типам:
– штурмовики (все корабельного базирования) – 9 "Boут-156F", 4PL7, 13PL10/101, 15 "Луар-210" (правильнее было бы считать их истребителями), 4 LN.40;
– бомбардировщики (базовые, поплавковые) – LeO H.257bis;
– истребители (палубные) – "Девуатин-373/376";
– разведчики (базовые летающие лодки) – 20 "Бизерта", 1 "Поте-141", 6 "Луар-70", 4 "Латекор-301 /302", 3 "Латекор-523", 5 LeO H.470;
– торпедоносцы (поплавковые, 18 корабельных и 28 базовых) – 46 "Латекор 290/298";
– корректировщики (69 корабельного и 95 берегового базирования) – 55 "Луар-130", 24 CAMS.55, 4 "Латекор-290", 17 GL812, 8 CAMS.37, 9 GL810, 4 "Фарман-47", 2 "Шорт", 14 "Поте-25", 5 PL15, 17 "Поте-452" и GL.832, 1 "Бессон", 4 автожира. К 1 июня 1940 г., по данным Бело, в первой линии было 38 штурмовиков, 37 бомбардировщиков, 34 истребителя, 55 разведчиков, 260 корректировщиков, 77 торпедоносцев.

Ветераны французского флота вспоминают, что его личный состав был сплочен, дисциплинирован, обладал высокими моральными качествами и полностью предан нации.

Главнокомандующим ВМФ являлся адмирал Дарлан. С 1939 г. он был начальником Главного морского штаба 4
Начальник Главного морского штаба являлся одновременно главнокомандующим ВМФ.

До него этот пост семь лет занимал адмирал Дюран-Вьель. Оба они были высококвалифицированными специалистами и стремились к обновлению флота после 1919 г. Дарлан имел ранг полного адмирала (пять звездочек на рукаве) – наивысший во французском флоте. Это был очень опытный, деятельный и решительный человек. Однако он не слишком вдавался в вопросы стратегии, плохо знал американский флот и недооценивал русский. Но он изменил свои взгляды в апреле 1940 г., и мы далее увидим как. На флоте он пользовался очень высоким авторитетом.

В сентябре 1939 г. структура флота выглядела следующим образом. Главнокомандующему адмиралу Дарлану подчинялись командующие военно-морскими силами на театрах военных действий, командующие силами открытого моря и префекты морских районов. Этих районов насчитывалось пять: Шербур, Брест, Лорьян, Тулон, Бизерта. Вице-адмирал Мишелье, начальник управления портов, заслужил свой авторитет, руководя интендантством, санитарной службой, кораблестроением и морской артиллерией.

Государственным министром флота являлся г-н Кампенши. Оперативными вопросами он не занимался, но участвовал в руководстве боевыми действиями в качестве члена "военного кабинета", куда входили: президент Республики 5
С мая 1932 г. этот пост занимал Альберт Лебрен. Смещен в июле 1940 г. маршалом Петэном.

Премьер-министр, министр национальной обороны (Даладье), министры флота, авиации (Ла Шамбр), колоний (Мандель), маршал Петэн, начальник национального штаба обороны (генерал Гамелен 6
19 мая 1940 г. заменен генералом Максимом Вейганом.

), три главкома – сухопутных сил (ген. Жорж), ВВС (ген. Вюйемен) и ВМФ (Дарлан), начальник штаба колониальных владений (ген. Бюрер). Начальником аппарата морского министра был вице-адмирал Гутон.

В аппарате Дарлана состояли контр-адмирал Ле Люк, капитан 1 ранга Офан и капитан 1 ранга Негадель. Военная миссия в Лондоне возглавлялась вице-адмиралом Одендалем; военно-морским атташе был капитан 1 ранга Ривуар.

Начальниками на театрах военных действий были: "Адмирал Север" (Северное море и часть Ла-Манша, штаб в Дюнкерке) – адмирал Кастекс, затем адмирал Абриаль; "Адмирал Запад" (Атлантика, штаб в Бресте) – адмирал де Лаборд; "Адмирал Юг" (Средиземное море, штаб в Тулоне, затем – в Бизерте) – адмирал Эстева; "Адмирал Южная Атлантика" (штаб в Касабланке) – вице-адмирал Олив 7
В июне 1940 г. его сменил контрадмирал Ландрио, а штаб «Адмирала Южная Атлантика» был перенесен из Касабланки в Дакар. Офан и Мордаль приводят иные наименования должностей военно-морских начальников заморских районов: «Адмирал Африка» (Олив), «Адмирал Антиллы» (Робер), «Адмирал морских сил на Дальнем Востоке» (Деку).

; «Адмирал Западная Атлантика» – адмирал Робер – верховный комиссар Антильских островов, ответственный за оборону Гвианы, островов Мартиника, Гваделупа и пр. Все они подчинялись Дарлану и отвечали за защиту морских коммуникаций, береговую оборону, ПВО и за самостоятельные действия авиации. В их подчинении были корабли и суда, не входившие в состав эскадр.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ С СЕНТЯБРЯ 1939 Г. ПО МАЙ 1940 Г,
Распределение сил

В сентябре 1939 г. диспозиция французского флота в основном была направлена против Италии, хотя и не было уточнено, как она себя поведет.

Англичане считали, что французский флот должен охранять Гибралтарский пролив, в то время, как свой флот они почти полностью концентрировали в Северном море против Кригсмарине. 1 сентября Италия дала понять, что она не предпримет никаких враждебных действий, и диспозиция французов была изменена: Средиземное море становилось второстепенным театром военных действий, который не представлял никаких препятствий для мореходства. Конвои, доставлявшие из Северной Африки войска на Северо-Восточный фронт и на Ближний Восток, передвигались беспрепятственно. Англо-французское превосходство на море над Германией было подавляющим, тем более, что последняя не была готова к ведению морской войны.

Командование Кригсмарине рассчитывало, что военные действия начнутся не раньше 1944 года. Германия располагала всего лишь двумя линейными кораблями "Шарнхорст" и "Гнейзенау", тремя "карманными" линкорами, пятью легкими крейсерами, 50 миноносцами, 60 подводными лодками, из которых только половина была океанскими 8
Не вполне точные данные. Среди крупных кораблей пропущены тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», вступивший в строй весной 1939 г., и два старых линкора типа «Шлезиен» (шестой легкий крейсер – «Карсруэ» – в это время проходил модернизацию). Количество миноносцев и подводных лодок округлено. В число миноносцев автором включены как новейшие большие эсминцы, так и все уцелевшие к тому моменту старые корабли этого класса постройки 1906–1911 гг., в том числе и переведенные в другие классы. Реально к 3.09.39 у Германии имелись 21 эсминец типов «Маасс» и «Рёдер», 11 миноносцев типа «Ягуар» и четыре старых миноносца. Из 57 подводных лодок океанскими являлись 9 лодок 1-й и IX-й серий.

Суммарное водоизмещение кораблей ее флота составляло всего 1/7 от аналогичного показателя у союзников.

По соглашению с британским адмиралтейством, французский флот брал на себя ответственность за действия у французских берегов Северного моря, затем в зоне к югу от Ла-Манша, а также в Бискайском заливе и в западной части Средиземного моря.

В Бресте находилось то, что называлось "Force de Raide". Это было лучшее, чем мы располагали: "Дюнкерк" и "Страсбур", три крейсера типа "Глуар", два лидера типа "Вольта" и шесть типа "Террибль" 9
Основной задачей этого соединения была борьба с германскими рейдерами в Центральной Атлантике.

Эти силы под командованием адмирала Жансуля были в апреле 1940 г. переведены в Оран. В Оране и в Гибралтаре осенью 1939 г. находилась 2-я дивизия линейных кораблей, т. е. три линкора: "Лоррэн", "Прованс", "Бретань" и шесть эсминцев.

В Тулоне имелись 6 крейсеров 1 класса и 12 лидеров. В Бизерте было 3 крейсера 2 класса и 6 лидеров. На Дальнем Востоке, т. е. в Индокитае, под командованием контр-адмирала Деку находились крейсер "Сюффрен", который перешел на Средиземное море в мае 1940 г., крейсер "Ла Мотт-Пике", авизо "Амираль Шарне", "Дюмон д"Юрвилль", "Риго де Жануйи", "Саворньян де Бразза" (последний вернулся во Францию в конце 1939 г.), подводная лодка "Феникс", погибшая в июне 1939 г. во время учений, и подводная лодка "Эспуар", вернувшаяся во Францию в ноябре 1939 г. Таким образом, Деку практически не имел никаких средств противостоять японцам 10
Впрочем, боевых действий на Дальнем Востоке в 1939-40 гг., по оценкам союзнического верховного военного совета, и не предвиделось. Иначе, дислокация морских сил была бы другой.

Первые операции

Они выполнялись для защиты конвоев и для блокады вражеского побережья. Германские ВМС не подавали признаков жизни 11
Если не считать «признаками жизни», активную минную войну, уничтожение германскими подводными лодками значительного числа торговых судов, действия «карманных» линкоров на океанских коммуникациях союзников…

Вот некоторые события. 13 сентября в порту Касабланка на борту крейсера-минзага «Ла Тур д"Овернь» произошел взрыв сотен снаряженных мин. Погибло 11 офицеров, 180 матросов. В Атлантическом океане 12 и 14 октября вражескими подводными лодками были потоплены танкер «Эмиль Мигэ» и пароход «Бретань». 20 ноября эсминец «Сироко» (командир – капитан 2 ранга Лапеби) артиллерийским огнем в Бискайском заливе потопил германскую подводную лодку «U45» 12
По данным немецких историков Э. Гренера и Ю. Ровера, подводная лодка «U 45» была потоплена 14 октября 1939 г. британскими эсминцами из состава охранения конвоя KJF.3 юго-западнее побережья Ирландии.

Среди других наших потерь числились 9 торговых судов и два рыболовных траулера – «Сен-Клер» и «Барж».

События в Финляндии

30 ноября 1939 г. произошло второе после разгрома Польши военное событие: СССР напал на Финляндию. Последняя обратилась в еще существующую Лигу Наций. СССР отверг посредничество Лиги Наций и был исключен из нее. Скандинавские государства, почувствовавшие приближение бури, воздержались при голосовании.

Рис. 1 Гавань Сен-Тропез. Вид с бака охотника за подводными лодками

Французское адмиралтейство выработало план, требующий определенного времени. На финской границе храбрый народ сдерживал дивизии Красной Армии.

Западный мир, остававшийся нейтральным, тем не менее, осудил эту агрессию. Париж и Лондон готовили возможную акцию и искали случая дать отпор германо-русскому союзу, который им весьма досаждал. Адмирал Дарлан, например, предлагал осуществить высадку войск в Петсамо на севере Финляндии 13
Порт Петсамо был захвачен советским морским десантом к исходу вторых суток советско-финляндской войны.

Этот проект вызвал много возражений, и только в феврале союзнический верховный военный совет решил собрать экспедиционный корпус для действий в Финляндии. Он потребовал от правительств Швеции и Норвегии свободного прохода через их территорию, чтобы занять разработки никеля в районе Петсамо. В этих разработках крайне нуждались как Россия, так и Германия. Для выполнения этого плана французский флот готовил транспорты и корабли ближнего эскорта. А британский флот должен был обеспечить дальнее прикрытие. В то время как из Альп было выделено несколько батальонов стрелков, которые были специально снаряжены для экспедиции, Главный морской штаб собрал 13 боевых кораблей, 5 вспомогательных крейсеров, 4 транспорты, госпитальное судно, 7 грузовых судов и 6 пассажирских лайнеров на рейде Бреста. День "J" предстояло определить правительствам Англии и Франции после дипломатического демарша. Но было потеряно слишком много времени, и только лишь 11 марта 1940 г. премьер-министр Англии Чемберлен объявил, что союзники готовы придти на помощь Финляндии. Но, к сожалению, 12 марта в Москве было подписано перемирие между СССР и Финляндией, а 13 марта боевые действия прекратились.

Экспедиция в Норвегию

Напрасно ли эти войска были посажены на суда? Нет. Французское правительство желало предпринять действия для того, чтобы перерезать коммуникации, по которым Германия импортировала руду из Норвегии. Далеко на севере, вблизи Полярного круга, расположен норвежский город Нарвик, чье название вскоре замелькало в газетных сообщениях. В эти дни только и говорилось о Нарвике. Все надеялись, что удастся добиться немалых результатов операцией, которую должен был осуществить флот. Такая операция, представляла реальную угрозу для Германии.

Рис. 2 Носовая надстройка линкора «Страсбур»

Были предприняты деликатные дипломатические шаги. Но Швеция более, чем Норвегия не хотела войны на своей территории. Они избежали, участия в Первой Мировой войне и хотели избежать участия во Второй Мировой, относясь, к тем редким странам Европы, которые не претерпели никакого ущерба, и их процветание возрастало. Следует добавить, что ни та, ни другая страна не верила союзникам, которые позволили на их глазах разгромить Польшу. С другой стороны, англичане возражали против подобных операций, т. к. не хотели восстановить против себя эти два близких им народа. И вот, 18 марта адмирал Дарлан получил приказ ликвидировать все приготовления к экспедиции, предназначавшейся в Финляндию. Но тремя днями спустя, 21 марта, в результате правительственного кризиса Поль Рейно сменил Даладье в качестве премьер-министра. Рейно выразил свои воинственные намерения. Он заявил, что конфликт с СССР его не пугает. В действительности, Москва, союзник Берлина, без сомнения выступила бы против нас с целью закрепления своего успеха в войне с Финляндией.

"Можно ли организовать полную морскую блокаду Скандинавии?" – спросил Рейно Дарлана. "Невозможно", – ответил он. "Нам пришлось бы проникнуть в Балтийское море, что мы сделать не можем. Мы столкнулись бы с коалицией Германии, Россия и Швеции и не смогли бы маневрировать. Мы не имеем достаточно сильной авиации, чтобы немедленно подавить их аэродромы". Как же тогда заставить Швецию и Норвегию прекратить вывоз руды в Германию?

28 марта в Лондоне собрался союзнический верховный военный совет. Именно тогда было решено, что правительство Англии и Франции исключат любую возможность сепаратного мира. Спустя три месяца это создало существенные трудности. Но никто не мог предполагать, что Германия разгромит Францию за шесть недель. Кроме того, было решено послать ноты правительствам Швеции и Норвегии, чтобы уведомить о постановке мин вдоль побережья Норвегии, с целью заставить торговые суда обходить их в открытом море. Там их можно было бы контролировать. А в то же время контроль был бы невозможен в сотнях фьордов, прорезающих берега Норвегии. Эта нота должна была быть представлена 1 апреля, а минные постановки выполнены 8-го числа. Этим самым мы решительно вторглись в норвежские воды. 5 апреля Дарлан получил приказ собрать в Бресте суда для перевозки экспедиционного корпуса. Те самые, что были там собраны месяцем раньше. Шесть батальонов альпийских стрелков находились на пути в Бретань, также, как и два батальона Иностранного легиона, перевезенных из Северной Африки, и некоторые другие части: артиллерийская группа, рота танков и др.

Они не теряли времени. Дарлан и Главный морской штаб полагали, что союзники могли предотвратить действия немцев, а теперь им придется сражаться.

Операция против Намсуса

Адмиралтейство сформировало отряд кораблей под командованием адмирала Дерьега, который поднял свой флаг на крейсере «Эмиль Бертэн». Отряд состоял из 5-го дивизиона лидеров (командир – капитан 1 ранга Шомель) в составе «Тартю», «Майе Брезе», «Шевалье Поль», 5-го дивизиона миноносцев (капитан 2 ранга Крафт) в составе «Фудруайян», «Брестуа», «Булонэ»; 11-го дивизиона лидеров (капитан 1 ранга Буан) в составе «Бизон», «Милан», «Эпервье». Этот отряд покинул Брест 6 апреля и 8-го прибыл в Скапа-Флоу. Предполагалось, что британские войска будут уже погружены на суда, а французский контингент прибудет им в подкрепление.

Рис. 3 Флагманский корабль адмирала Дерьена крейсер 2 класса «Эмиль Бертен»

Операция по захвату Бергена потерпела неудачу под ударами Люфтваффе. Немцы заняли Осло, Кристиансан, Арендаль, Эгерсун, Берген, Тронхейм, Нарвик и все аэродромы в Южной и Центральной Норвегии. Британский флот ответил решительно и уничтожил германские корабли в прилегавших к Нарвику фьордах. Сухопутные операции развернулись в районе Тронхейма и Нарвика. Французские силы были направлены в Намсус 15
Еще раньше французов в Намсусе была высажена английская 146-я пехотная бригада, которая, не дожидаясь прибытия союзников, начала наступление в направлении Тронхейма и к моменту высадки французских войск находилась уже в 80 км от него, но затем вынуждена была отойти обратно к Намсусу.

А британские – в Андальснес. Французская группа состояла из 5-й полубригады альпийских стрелков (три батальона), доставленной двумя конвоями – быстроходным и тихоходным. Первый из них (под командованием контр-адмирала Кадара) включал вспомогательные крейсера «Эль-Джезаир», «Эль-Кантара», «Эль-Мансур», пассажирские лайнеры «Виль д Оран» и «Виль д"Альжер». Второй конвой состоял из транспортов «Кап-Блан», «Амьенуа», «Сомюр». Эскорт осуществлялся 11-м дивизионом лидеров, к которому вскоре присоединились «Эмиль Бертэн» и 5-й дивизион лидеров. Утром 19 апреля «Майе Брезе» был атакован вражеской подводной лодкой, преследовал ее и оторвался от конвоя. (Позднее этот корабль был уничтожен случайным взрывом собственной торпеды в британском порту Гринок Случилось это 30 апреля. В результате, 3 человека погибли, 17 пропали без вести, 54 – были ранены.

Рис. 4 Адмирал Лаборд инспектирует подразделения Иностранного легиона перед отправкой в Норвегию

Быстроходный конвой первый раз был атакован 16
Авиацией – ред.

19 апреля в Намс-фьоре. «Эмиль Бертэн» получил повреждения и отправился в Скапа-Флоу. Он должен был быть заменен крейсером «Монкальм».

Высадка альпийских стрелков в Намсусе прошла удачно. В ночь с 19 на 20 апреля конвой под командованием контр-адмирала Кадара покинул порт и прибыл на Шетландские острова. Тихоходный конвой, атакованный авиацией, практически не мог защищаться. Германские самолеты уничтожили снабжение, выгруженное на сушу. Операция в Намсусе закончилась полным поражением. И англичане были не более удачливыми.

Рис. 5 Конвой с союзными войсками идет к берегам Норвегии

Приказ об эмбаркации был отдан 28 апреля. Для начала на «Сомюр» и «Амьенуа» погрузили все, что могли. Затем адмирал Кадар 29 апреля вышел из Скапа-Флоу с «Монкальмом», «Бизоном» и вспомогательными крейсерами. 1 мая их атаковали вражеские самолеты. Но 2 мая, несмотря на туман, вошли в порт Намсуса и погрузили всех оставшихся. Большая часть снаряжения была выброшена в море. В 10:00 «Бизон» был поражен бомбой, убившей капитана 1 ранга Буана, его начальника штаба и еще сотню человек. Корабль был потоплен артиллерийским огнем своих кораблей. Около 14:00 – новая воздушная атака. На этот раз жертвой пал британский эсминец «Африди», он затонул. 5 мая экспедиция вернулась в Скапа-Флоу.

Боевые действия в районе Нарвика

Другая полубригада альпийских стрелков покинула Скапа-Флоу на борту пароходов «Дженне», «Фландр» и «Президан Думер» под эскортом лидеров «Тартю», «Милан» и «Шевалье Поль». В мае прибыла 13-я полубригада иностранного легиона и одна польская бригада. Они были погружены на французские суда «Коломби», «Мексик», «Шанонсо» и на британское «Монарк оф Бермуда». Снаряжение следовало на транспортах «Брестуа», «Сен-Фирмэн», «Шато-Пави». На фланге противника с редкой лихостью провел сдерживающие действия эсминец «Фудруайан» (капитан 3 ранга Фонтэн).

Рис. 6 Эскадренный миноносец «Сироко»

В районе Нарвика боевые действия замедлились из-за морозов. Стрелки, легионеры, поляки имели дело с весьма упорным противником – горными егерями австрийца генерала Дитля. 28 мая Нарвик оказался в руках французов, но еще ранее – 24-го был отдан приказ об эмбаркации. Посадка войск на транспорты «Вулькен», «Ансейнь Морис Прешак», «Поль-Эмиль Жавари», а также на британские суда прошла без помех со сторону неприятеля. Морской бой состоялся в открытом море. В ходе него германским линкором «Шарнхорст» был потоплен британский авианосец «Глориес». «Шарнхорст», а также линкор «Гнейзенау», поврежденные торпедами, выбыли из строя на много месяцев 17
В потоплении авианосца «Глориес» участвовал не только «Шарнхорст», но и «Гнейзенау». В этом бою «Шарнхорст» был торпедирован эсминцем «Акаста». Линкор «Гнейзенау» поврежден 20 июня 1940 г. торпедой подводной лодки «Клайд».

Так кончилась операция в Норвегии, на которую возлагалось столько надежд. «Железный путь» был снова открыт.

Операции в Северном море

Британские подводные лодки несли потери, и французское адмиралтейство послало на подмогу 16-й дивизион («Сибилль», «Антиоп», «Амазон», «Орфе») в Харидж вместе с плавучей мастерской «Жюль Берн». Затем в апреле послали 13-й дивизион («Тетис», «Сирсе», «Дорис», «Калипсо») и, наконец, 2-й дивизион («Ашилль», «Касабьянка», «Сфакс») вместе с подводным минным заградителем «Рюби» отбыл в Данди. Все эти подводные лодки были включены в британское соединение под командованием вице-адмирала Хортона 18
Макс Хортон известен как командир подводной лодки «Е 9», одной из самых результативных британских лодок периода Первой Мировой войны; в 1940 г. контр-адмирал, до конца войны занимал должность командующего подводным флотом Великобритании.

и крейсировали у берегов Голландии и в Гельголандской бухте. 21 апреля «Орфе» (капитан-лейтенант Менье) потопила германскую подводную лодку «U 54» 19
Рассказывая об успехе «Орфе» автор, очевидно, стремиться «уравновесить» неприятный факт потери «Дорис» (потоплена германской ПЛ «U 9»). В действительности, подводная лодка «U 54» пропала без вести в Северном море за два месяца до того (последняя ее радиопередача была получена 13 февраля). Предположительная причина гибели – подрыв на минах северо-западнее о. Боркум. Любопытно, что по книге Еремеева и Шергина «Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне» на эту же лодку претендует еще один французский корабль – класса «эсминец», якобы потопивший ее 23 февраля в районе мыса Сент-Висент. Офан и Мордаль пишут, что ее уничтожил эсминец «Симун».

Но 11 мая германская подводная лодка потопила «Дорис». Минзаг «Рюби» (капитан 3 ранга Кабанье) поставил мины у южных берегов Норвегии и в Берген-фьорде 20
На минах, поставленных подводной лодкой «Рюби» в мае-июне 1940 г., противник потерял один морской охотник и семь торговых судов суммарным тоннажем 5478 брт.

4 июня французские подводные лодки вернулись в Средиземное море, за исключением "Рюби", оставшейся в Англии. 8-й дивизион лидеров (капитан 1 ранга Барт) – "Эндомтабль", "Малэн", "Триомфан" – совершил поход в Скагеррак. Эти корабли являлись одними из самых быстроходным в мире и могли развивать скорость до 40 узлов. Они были вооружены пятью 138-мм орудиями и девятью торпедными аппаратами. Дивизион вышел из Розайта 23 апреля, прошел вблизи южных берегов Норвегии, дошел до середины пролива, не встретив противника. После поворота обратно потопил германское рыболовное судно 21
Речь идет о боевом столкновении, которое три французских лидера имели с германскими сторожевыми кораблями (бывшими рыболовными траулерами) «V 702» и «V 709». Французы вели бой нерешительно, и отошли, не сумев потопить ни один из неприятельских кораблей.

Затем он был атакован авиацией, но потерь не понес.

Операция «Диль»

10 мая 1940 г. германские войска предприняли общее наступление на Северо-Восточном фронте, вторгшись в Голландию и Бельгию. Союзнический верховный военный совет немедленно ввел в действие так называемый «План Диль», в соответствии с которым левое крыло союзных войсщи их не подведут. Вице-адмирал Абриаль, назначенной на должность «Адмирала Севера» в ноябре 1939 г., готовил военно-морские силы, для поддержки сухопутным войскам войскам. Зона его ответственности ограничивалась линией от Мон-Сен-Мишель в Бретани до Стет-Пойнт в Англии. До Абриаля этот пост занимал адмирал Кастекс, заболевший и вынужденный уйти в отставку. Кастекс был известен своими научными трук полагалось выдвинуть вперед до предполагаемой оборонительной позиции, на которую отошли бы бельгийские войска и которая совпадала примерно с течением реки Диль. В то же время 7-я французская армия под командованием генерала Жиро выдвигалась к Антверпену и к территории Голландии, вплоть до города Бреда, удерживая устье Шельды и поддерживая голландские дивизии, если бы они в этом нуждались. Планом операции намечалось также во взаимодействии с флотом овладеть голландскими островами. Конечно, в эти первые дни боевых столкновений никто не мог предполагать, что через месяц они завершатся эвакуацией из Дюнкерка. Моряки были уверены, что сухопутные товаридами в области военно-морской стратегии. Перед уходом он оставил нечто вроде завещания, которое можно считать пророческим. В нем он пытался привлечь внимание высшего командования к угрозе прорыва немцев к портам на Па-де-Кале. Кастекс оказался прав. Он понимал, что эта война является следствием противоречий Германии и Великобритании 22
Таким образом, автор пытается представить Францию жертвой англо-германских противоречий.

И что важнейшим условием успеха немцев является овладение побережьем, лежащим напротив их основного врага, откуда можно было бы предпринять высадку в Англию 23
Идея овладения портами не только побережья Па-де-Кале, но также Бискайского залива и Норвегии открыто высказывалась еще в 1929 г. в работе немецкого военного теоретика В. Вегенера «Морская стратегия мировой войны».

Адмирал Абриаль имел свой командный пункт в Дюнкерке в форте № 32. Начальником Северной группы морских секторов (Дюнкерк и Булонь) был контр-адмирал Платон. Начальником морской авиации и противовоздушной обороны был капитан 1 ранга Монреле. Адмирал Абриаль имел в своем распоряжении 11-й ("Кордельер", "Энкомприз" и "Бранльба") и 14-й ("Мельпомен", "Флор" и "Буклье") дивизионы миноносцев, 1-ю группу сторожевых кораблей и 1-ю группу охотников за подводными лодками, авизо "Дилижант", "Амьен" и минный заградитель "Поллюкс".

Рис. 7 Эскадренный миноносец «Адруа»

Вскоре ожидалось прибытие 2-го дивизиона миноносцев («Фуге», «Фрондёр», «Адруа»), а после 10 мая – эскадренных миноносцев «Циклон» и «Сироко». Кроме того, Абриаль располагал двумя подвижными батареями 155-мм пушек и батарей зенитных 90-мм орудий. Из воздушных сил под его началом были две разведывательные эскадрильи, 5-я эскадрилья торпедоносцев 24
Торпедоносных эскадрилий во французском флоте было только четыре. Здесь подразумевается флотилия F5T, состоявшая из трех эскадрилий гидроторпедоносцев «Латекор-298».

Четыре эскадрильи бомбардировщиков, эскадрилья противолодочных самолетов и взаимодействовавшая с флотом группа армейской авиации GC II/8. Многочисленная береговая артиллерия включала батареи в Бре-Дюн, Зейд-Котте, Дюнкерке, в фортах Мардейк и Филипп, в Кале, Булони и т. д.

Боевые действия на островах

Подвижные силы должны были прикрывать продвижение армии Жиро для занятия бельгийского побережья, а также Антверпена, как базы для снабжения, и обеспечить занятие острова Вальхерен, расположенного в устье Шельды. Всем было совершенно ясно, что в это сражение предстояло ввязаться, полностью игнорируя затруднения, с которыми можно встретиться, а именно: бельгийское и голландское командования отказались от какого-то ни было взаимодействия в попытке до конца сохранить нейтралитет. Разведывательная служба достаточно ясно понимала эту ситуацию, и Абриаль был полностью в курсе того, что замышлялось. Еще в первые дни мая он сознавал, что германское наступление обязательно начнется и предупредил об этом Жиро, который, по-видимому, не принял всерьез «разглагольствования этого моряка». Адмирал, который должен был осуществить посадку сухопутных частей, предназначенных для оккупации острова (Вальхерен), не утратил присутствия духа и 9 мая под предлогом проведения «генеральной репетиции» начал грузить на суда предметы снабжения. А 10 мая, когда был отдан приказ выполнять план «Диль», все прошло нормально, без малейших задержек. Части сухопутной армии, действующие на крайнем левом фланге, были представлены 60-й и 68-й дивизиями. Первые отряды прибыли во Флесинген (на острове Вальхерен) в ночь с 10 на 11 мая, а 12-го туда пришли суда «Ньюхевен», «Кот-д"Аржан» и «Кот-д"Азюр». Снабжение прибыло на транспорте «Авон», а боеприпасы – на почтовом судне «Руан». Воздушное прикрытие было доверено 1-й морской флотилии истребителей под началом капитана 3 ранга Жозана, состоящей из эскадрильи АС1 (капитан-лейтенант Ферран) и эскадрильи АС2 (капитан-лейтенант Фольо) – всего 18 самолетов «Поте-631» 25
В названных эскадрильях имелось всего по одному тяжелому истребителю «Поте-бЗ1» (№ 62 и № 169). Основу же их самолетного парка составляли «Девуатин-520» и «Блок-151».

Два истребителя были потеряны, но было сбито шесть германских самолетов.

Национальные военно-морские силы Франции являются важной частью французской армии. Если обратиться в историю, долгие годы главным соперником страны выступала Великобритания. В связи с тем, что Англия долгое время являлась неоспоримым лидером в производстве кораблей, французы были вынуждены не отставать и также развивать свой флот. Однако во время II мировой войны Германия захватила Францию и собиралась использовать ее флот. В связи с этим в 1942 году команды самостоятельно затопили 77 боевых кораблей, чтобы их не захватили фашисты.

Современный флот выполняет оборонительные функции со стороны возможных противников и защищает политические и военные интересы своей страны по всему миру.

Структура и дислокация Национальных ВМС Франции

Центральное командование ВМС расположено в Париже, у него в подчинении находятся все военно-морские зоны, находящиеся как на территории Франции, так и за ее пределами:

  1. Атлантический океан (CECLANT) – главный штаб Брест;
  2. Средиземное море (CECMED) – главный штаб Тулон;
  3. Северное море и пролив Ла-Манш (COMAR MANCHE) – главный штаб Шербур;
  4. Антильские острова (COMAR Fort de France) – Северо-восток Южной Америки;
  5. Индийский океан (ALINDIEN) – французский остров Реюньон вблизи Мадагаскара;
  6. Тихий океан (ALPACI) – острова Новая Каледония и Французская Полинезия, принадлежат Франции;
  7. ОАЭ – согласовано базирование французского флота.

Авианосцы

Атомный ударный авианесущий корабль «Шарль де Голль» – флагман французского флота. Он является вторым по размеру авианосцем после российского «Адмирала Кузнецова» (не считая безусловного лидера – США). Вмещает в себя до 40 единиц авиации, среди которых штурмовик Super Etendard, истребители Rafale M и вертолеты SA-365.

Вертолетоносцы класса «Мистраль» представлены 3 кораблями, которые могут вмещать 16 тяжелых вертолетов или 35 легких. Также на борту находятся самонаводящиеся ракеты Simbad, пушку Narwhal и прочее.

Подлодки

Французские подводные лодки представлены 10 кораблями следующих типов:

  • 4 стратегические атомные субмарины «Триумфан», несущие в себе баллистические ракеты M45 (M51.1), крылатые ракеты Exocet SM39, торпеды ECAN L5 Mod.3;
  • 6 многоцелевых субмарин «Рюби», самые маленькие атомные подлодки в мире. Вооружение включает противокорабельные крылатые ракеты Exocet, торпедные аппараты калибром 550 мм и типа L5/F17.

Эсминцы

Эскадренные миноносцы типа «Жорж Леги» F70 – из построенных 7 кораблей на данный момент осталось 4. На борту находится 2 вертолета Westland Lynx, крылатые противокорабельные ракеты «Экзосет» и торпедные аппараты 550-мм.

Линкоры

После окончания Второй мировой войны не было произведено ни одного нового линкора. Это связано с тем, что его производство слишком дорого обходится. В то же время, развитие ракетного вооружения и реактивных самолетов делают его слишком уязвимым.

Фрегаты

Фрегаты занимают самую большую долю среди всего военно-морского флота. Среди них выделяют следующие типы:

  • Противовоздушный F70 AA – 2 корабля, вооружение включает 1 вертолет Westland Lynx или AS565, торпеды KD 59E и L5 mod 4. Списание судов планируется в 2018 году.
  • Противовоздушный «Горизонт» – 2 корабля, вооружение включает 1 вертолет Merlin EH101 HAS, ПКР ММ40 Exocet, ПКР Teseo Mk 3 и другие орудия. Ввиду их размеров эти корабли также часто относят к эсминцам.
  • FREMM – 3 из запланированных 8 фрегатов уже находятся в строю вооружение включает ракеты Exocet, Silver A43 (A70), торпеды MU90 и один вертолет NH90.
  • Легкие фрегаты типа «Лафайет» (5 кораблей) с управляемым ракетным вооружением Exocet и вертолетом NH90 или Panther.

Катера

Патрульные и десантные катера ведут свою службу вдоль всего побережья Франции – со стороны Атлантического океана, Средиземного и Северного морей. Общее количество кораблей составляет более 20 единиц. Основная часть из них имеет на борту ракеты Exocet, а также торпеды типа L3 или L5/

На протяжении нескольких лет ВМС Франции испытывали большое напряжение, особенно с ростом числа морских театров, где проводятся операции, последний год не стал исключением, приводит статью, опубликованную изданием Vincent Groizeleau.

Фрегат ВМС Франции D 665 Bretagne типа FREMM.


При этом имело место расширение географического присутствия вместе с вводом в строй арктического патрульного корабля L’Astrolabe, что позволило вернуться в Антарктиду впервые за 50 лет.

Подлодки и морская авиация присутствовали на всех фронтах. Так, истребители Dassault Rafale M несмотря на постановку в ремонт атомного авианосца Charles de Gaulle, несколько раз применялись с сухопутных аэродромов на Ближнем Востоке для проведения операций против террористов.

«В боевом составе французского флота насчитывалось 98 надводных кораблей и 10200 моряков, из которых 8874 относятся к членам экипажей. В море одновременно в среднем находилось 33 корабля, то есть, почти треть боевого состава. Силы флота провели в море 104 дня и 131 день отсутствовали в порту (для кораблей морской и океанской зоны). В 2016 года цифры были несколько выше (108 и 135 дней соответственно), что объясняется постановкой в ремонт атомного авианосца, который в 2016 году провел в море 117 дней», – пишет издание.

Самым ходовым кораблем в прошлом году стал фрегат Forbin, который провел в море 158 дней и 198 дней отсутствовал в порту. За ним следуют УДК Mistral (153 и 197 дней) и фрегат ПВО Jean Bart (142 и 187 дней).

Сообщается, что «флот проводил различные операции – от борьбы с терроризмом в Средиземноморье, до перехвата наркотрафика на Антильских островах, Индийском океане и Полинезии; боролся с нелегальной миграцией в Средиземном море, острове Майотт и французской Гвиане, а также боролся с браконьерством в Новой Каледонии и Мозамбиском канале».

В части обновления в 2017 году «ВМС пополнились фрегатом типа FREMM Languedoc, патрульными кораблями типа PLG La Confiance и La Résolue, а также двумя многоцелевыми кораблями Champlain и Bougainville».

Также в прошлом году прошли испытания фрегат типа FREMM Auvergne, арктический патрульный корабль L’Astrolabe и головное судно снабжения La Loire. Эти корабли будут введены в боевой состав уже в 2018 году. «В то же время из боевого состава были выведены фрегат Montcalm, транспортное судно Dumont d’Urville, а также два малых патрульных корабля типа Р400 La Capricieuse и La Gracieuse», – отмечается в публикации.

Арктический патрульный корабль Р800 L’Astrolabe.

Ввод французского атомного авианосца R 91 Charles de Gaulle в сухой док комплекса Les Grands Bassins Vauban арсенала французского судостроительного объединения DCNS в Тулоне для прохождения второго среднего ремонта.

Флагман военно-морских сил Франции. Первый атомный авианосец, построенный за пределами США. Самый мощный и совершенный боевой корабль Европы. Подлинный властелин морских просторов. Все это – истинная гордость французских моряков авианосец «Шарль де Голль» (Charles de Gaulle, R91). Непобедимый Посейдон, способный громить врага на поверхности земли, воды и в воздушном пространстве в радиусе тысячи километров!

40 боевых самолетов и вертолетов, управляемое ракетное оружие (четыре 8-зарядных модуля УВП для стрельбы зенитными ракетами Aster-15, две ракетных системы самообороны Sadral). Уникальный комплекс средств обнаружения: 6 радаров различного диапазона и назначения, поисково-следящая система VAMPIR-NG (ИК-диапазон), полный комплект средств радиоперехвата и радиоэлектронной борьбы.

Боевая информационно-управляющая система «Зенит-8″, способная одновременно выделять, классифицировать и брать на сопровождение до 2000 целей. 25 компьютерных терминалов, 50 каналов связи, спутниковые системы коммуникации Inmarsat и Syracuse Fleetsacom – авианосец «Шарль де Голль» блестяще справляется с ролью флагмана морской ударной группировки.

500 тонн авиационных боеприпасов, 3400 тонн авиационного керосина. Полноценная авиагруппа, включающая истребители-бомбардировщики «Рафаль», ударные самолеты «Супер Этандар», комплексы дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2 «Хоукай», многоцелевые, противолодочные и поисково-спасательные вертолеты «Аэроспасьяль Долфин» и «Кугуар» - всего до 40 единиц авиатехники, размещенных на полетной и ангарной палубах.

Два бортовых самолетоподъёмника грузоподъёмностью 36 тонн. Две паровые катапульты С-13F (аналогичные системам, установленным на американских «Нимицах») – каждая из них способна разогнать 25-тонный самолет до скорости 200 км/ч. Темп выпуска самолетов с палубы «де Голля» - 2 машины в минуту. Темп приема самолетов, в теории, позволяет безопасно посадить на палубу авианосца до 20 машин за 12 минут. Единственное ограничение – размеры и конструкция полетной палубы не позволяют проводить одновременно взлет и посадку авиатехники.

Особую гордость французских инженеров вызывает система автоматической стабилизации корабля SATRAP (Système Automatique de TRAnquilisation et de Pilotage) – 12 компенсаторов в виде блоков массой 22 тонны каждый, перемещающихся по специальным желобам на галерейной палубе. Система, управляемая центральным компьютером, компенсирует различные ветровые нагрузки, бортовую качку, крен при поворотах, постоянно удерживая корабль в правильном положении – это позволяет осуществлять взлетно-посадочные операции при волнении моря до 6 баллов.

Полное водоизмещение исполинского корабля достигает 42 000 тонн. Длина полетной палубы – четверть километра. Экипаж – 1350 моряков + 600 человек авиакрыла.

Фантастическая конструкция бороздит морские просторы на скорости 27 узлов (50 км/ч). Одной перезарядки реакторов хватает для непрерывной эксплуатации в течение 6 лет – за это время «де Голль» успевает пройти расстояние, эквивалентное 12 длинам земного Экватора. При этом реальная автономность корабля (по запасам продовольствия, авиационного топлива и боеприпасов) не превышает 45 суток.

Авианосец «Шарль де Голль»! Красивый, сильный и харизматичный корабль. Единственный недостаток: большую часть своей 13-летней службы «де Голль» провел в … ремонтных доках. Вот что планировали с ним сделать еще в 2003 году:

Франция планирует списать свой новейший авианосец «Шарль де Голль». Вместо «де Голля» для ВМС Франции будет приобретен новый авианосец типа «Куин Элизабет» британской постройки. Причина шокирующего и неожиданного решения – бесчисленные проблемы и неисправности, выявленные за первые годы эксплуатации французского авианосного корабля.

Что же могло стать реальной причиной той отвратительной ситуации, при которой совершенно новый корабль, вступивший в строй всего за два года до описываемых событий (18 мая 2001 г.), едва не оказался сдан на слом?

Французы – опытные кораблестроители, не раз удивлявшие мир своими замечательными творениями (безо всякой иронии). Легендарный подводный артиллерийский крейсер «Сюркуф» - подлинное чудо техники 1930-х годов. Современные стелс-фрегаты «Лафайетт» и «Горизонт». По своему уникальные десантные корабли «Мистраль» - благодаря своей модульной конструкции, огромная «коробка» строится всего за пару лет! Франция отлично знакома с ядерными технологиями – подводная компонента ВМС Франции оснащена высококлассной техникой собственной разработки: АПЛ «Триумфан», «Барракуда» баллистические ракеты подводного базирования M45, M51. Все вооружение соответствует лучшим мировым стандартам.

Франция – один из признанных мировых лидеров в разработке морских систем обнаружения, управления и коммуникации: радары и системы сенсоров, БИУС, тепловизоры, средства связи. Упрекнуть французов просто не в чем.

Французские кораблестроители не новички в области разработки и строительства авианосных кораблей: еще в середине прошлого века ВМС Франции приняли на вооружение два авианосца типа «Клемансо» - один из которых, «Сан-Пауло» (бывш. «Фош») до сих пор несет службу в составе ВМС Бразилии. Солидные корабли для своего времени, чье водоизмещение и размеры приближались к характеристикам современного «де Голля».

И вдруг – неожиданный провал! Как это могло произойти? Неужели неисправности и «детские болезни», которые имеются у любой конструкции, могли столь негативно отразиться на судьбе нового французского авианосца?

«Детские болезни» - это слабо сказано. Проблемы при эксплуатации «де Голля» стали подлинной Катастрофой для ВМС Франции.

Корабли гибнут без боя

Судьба «Шарля де Голля» началась в 1989 году, когда на верфи DCNS в городе Брест была заложена днищевая секция будущего авианосца. Поначалу все складывалось вполне успешно: всего через 5 лет после закладки, в мае 1994 года, самый крупный боевой корабль, когда-либо построенный во Франции, был торжественно спущен на воду в присутствии президента Франсуа Миттерана. Летом того же года на авианосце были установлены реакторы. Началось насыщение корпуса высокотехнологичным оборудованием. Но чем дальше продвигались работы, тем труднее становилось удерживать проект в рамках заданного графика.

Чрезвычайное обилие систем и механизмов на борту корабля вело к непрекращающейся череде вносимых изменений, что задерживало и без того трудоёмкий процесс постройки огромного авианосца. Например, в соответствии с новыми европейскими нормами радиационной безопасности, пришлось полностью переработать систему защиты и охлаждения реактора – все это уже на практически готовом корабле. В 1993 году разразился международный шпионский скандал – сотрудников верфи заподозрили в связях с британской разведкой MI6.

Постройке авианосца регулярно препятствовал французский Парламент, сокращая средства на финансирование этой «исключительно важной» оборонной программы. Настал день, когда работы на верфи были полностью прекращены (1990 год) – данная ситуация неоднократно повторилась в 1991, 1993 и 1995 годах, в результате, «Шарль де Голль» окончательно превратился в долгострой.

Очевидно, что базирование 40 самолетов на авианосце «Шарль де Голль» в реальности невозможно. Половина авиатехники остается ржаветь на верхней палубе, где ветер, влажность и палящее солнце быстро приведут машины в полную негодность. В среднем, несет 20 боевых самолетов, пару комплексов ДРЛО и несколько вертушек

Согласно официальным данным, корабль строился порядка 10 лет и обошелся французским налогоплательщикам в 3,3 млрд. долларов – немногим меньше, чем стоил американский суперавианосец типа «Нимиц» (4,5…5 млрд. долл. на конец 1990-х годов).

Но настоящая трагикомедия началась после серии ходовых испытаний и тестовых посадок авиатехники на палубу корабля в 1999 году.

Постоянные вибрации, неполадки в системе охлаждения реактора, некачественное покрытие полетной палубы. Неожиданно выяснилось, что конструкторы допустили ошибку при расчете потребной длины ВПП – для безопасной посадки самолетов ДРЛО Е-2 «Хоукай» потребовалось срочно удлинить полетную палубу на 4 метра.

Работы по устранению дефектов заняли год, наконец, 4 октября 2000 года «Шарль де Голль» прибыл своим ходом на военно-морскую базу Тулон.

В срочном порядке началась апробация новой техники – экипаж «де Голля» был сформирован еще в 1997 году и три года терпеливо дожидался своего корабля. Уже через несколько дней авианосец покинул свой родной порт и отправился с дружеским визитом к берегам США, на военно-морскую базу Норфолк.

Увы, добраться до берегов Америки в тот раз не удалось – во время тренировочных маневров в Карибском море отвалилась лопасть правого винта. Авианосец техузловым ходом вернулся в Тулон. Расследование показало, что причиной аварии стало (ну кто бы мог подумать!) некачественное изготовление деталей.

Кто занимался изготовлением винтов?

Фирма «Атлантик Индастриз».

Подать сюда этих прохвостов!

Мсье, фирмы «Атлантик Индастриз» больше не существует…

Немая сцена.

Проблема была в том, что фирма «Атлантик Индастриз» бесследно исчезла не только с гонораром за недобросовестно выполненный контракт, но, что гораздо хуже, со всей документацией на изготовление винтов. А рассчитать и изготовить 19-тонные слитки из меди, железа, марганца, никеля и алюминия с поверхностями двойной кривизны – задача далеко не простая (и не дешевая). В качестве временной меры на корабль установили винты от списанного авианосца «Клемансо». Скорость «де Голля» уменьшилась до 24…25 узлов, при этом вся кормовая часть оказалась непригодна для жизни и деятельности экипажа – вибрация и шумы достигали 100 дБ.

Практически весь следующий год авианосец провел в ремонте, на тестах и ходовых испытаниях. Впрочем, в конце мая 2001 года «Шарль де Голль» нашел в себе силы выбраться из дока и принять участие в военно-морских учениях «Золотой трезубец». Результатом 10-дневных маневров стал скандал вокруг истребителей «Рафаль М» - оказалось, что поставленные флоту самолеты неприспособленны для палубного базирования. Вся первая партия перспективных истребителей была решительно забракована.

Но это лишь начало анекдота под названием «авианосец «Шарль де Голль».

В декабре 2001 года «де Голль» вышел в свой первый боевой поход в Аравийское море. Задача – авиационная поддержка операции «Длительная свобода» на территории Афганистана. За время похода палубные штурмовики «Супер Этандар» выполнили 140 боевых вылетов над Средней Азией продолжительностью до 3000 км. Что касается новейших «Рафалей», хроника их боевого применения противоречива: согласно одним источникам, истребители нанесли несколько ударов по позициям боевиков Талибан. Согласно другим данным, боевых вылетов не проводилось – «Рафали» лишь участвовали в совместных учениях с палубной авиацией ВМС США.

В любом случае, роль «Шарля де Голля» в войне была чисто символической – всю работу выполнила американская авиация, совершившая десять тысяч боевых и обеспечивающих вылетов над территорией Афганистана. Понимая свою собственную никчемность, «де Голль» по возможности стремился покинуть ТВД, и пока американские самолеты крушили афганские горы, французский авианосец устраивал фотосессии в портах Сингапура и Омана.

В июле 2002 года «де Голль» возвратился на ВМБ Тулон. Поход прошел успешно, если не считать, что из-за радиационной аварии на борту экипаж авианосца получил пятикратные дозы облучения.

Впечатлений французам хватило надолго – все последующие три года «де Голль» не совершал дальних походов. Авианосец вернулся в Индийский океан лишь в 2005 году. Жизнерадостных французов явно не радовала перспектива летать под душманские пулями и ракетами «Стингер» – в результате «де Голль» принял участие в совместных учениях с ВМС Индии под кодовым обозначением «Варуна», после чего поспешил вернуться на базу в Тулон.

По аналогичному сценарию прошел 2006 год – после чего наступил час Икс. Активная зона реакторов полностью выгорела и нуждалась в замене. Морская стихия здорово потрепала корабль, раскаленные выхлопы реактивных двигателей оплавили полетную палубу, вышла из строя часть вспомогательного оборудования – авианосцу требовался капитальный ремонт.

В сентябре 2007 года «де Голль» зашел в сухой док, откуда не выходил до конца 2008 года. 15-месячный ремонт с перезагрузкой реактора обошелся Франции в сумму 300 млн. евро. Несчастному авианосцу, наконец, вернули его родные винты, провели модернизацию радиоэлектроники, проложили 80 км электрических кабелей, обновили катапульты и аэрофинишеры, расширили ассортимент авиационных боеприпасов.

Сверкая свежей краской, авианосец прибыл на ВМБ Тулон, и спустя три месяца благополучно вышел из строя. Весь 2009 год корабль снова провел на ремонте.

Наконец, к 2010 году основные дефекты были устранены, началась интенсивная подготовка корабля к свершению новых подвигов. Впереди – долгие и опасные походы на другой конец Земли, новые войны и Великие победы. 14 октября 20109 года отряд боевых кораблей ВМС Франции во главе с флагманом «Шарль де Голль» отправился с очередной миссией в Индийский океан.

Поход продлился ровно одни сутки – через день после выхода на авианосце вышла из строя вся система электроснабжения.

После экстренного двухнедельного ремонта, «де Голль» все же нашел в себе силы отправиться по выбранному маршруту и провел в далеких широтах целых 7 месяцев. Просто невероятный результат, учитывая все предыдущие «достижения» авианосца.

В марте 2011 года мировые СМИ обошла сенсационная новость – французский авианосец выдвигается к берегам Ливии. Очередная попытка «де Голля» доказать свою необходимость прошла с полным аншлагом – палубная авиация выполнила сотни боевых вылетов в рамках обеспечения «бесполетной зоны» над Ливией. Многоцелевые истребители «Рафаль» нанесли серию ударов по наземным объектам, израсходовав, в общей сложности, 225 высокоточных боеприпасов AASM. Отработав около 5 месяцев в зоне конфликта, «Шарль де Голль» вернулся в Тулон в начале августа 2011 года. На очередной ремонт.

Наверное, следует добавить несколько «штрихов» к истории этого похода. Авиагруппа «де Голля» состояла из 16 боевых самолетов (10 «Рафаль М» и 6 «Супер Этандар»). В это же время, для нанесения ударов по Ливии командование НАТО привлекло более 100 ударных машин, среди которых встречались такие «монстры», как B-1B и F-15E «Страйк Игл».

Становится очевиден «неоценимый» вклад авианосца в этой военной операции. А стоимость каждой из 225 сброшенных бомб AASM (с учетом затрат на содержание «плавучего аэродрома») стала просто астрономической – было бы дешевле стрелять лазером с орбитальной боевой станции.

2012 год заметных успехов не принес – «Шарль де Голль» периодически выходил в Средиземное море для тренировок палубных летчиков, кротая остальное время на бесконечном ремонте.

В ближайших планах (ориентировочно – 2015 год) авианосец ожидает очередная «капиталка» с перезарядкой реактора.

P.S. На 2013 год в оборонном бюджете Франции (т.н. Livre Blanc) обозначен отказ от дальнейшего сотрудничества с Великобританией в рамках создания совместного авианосца. В ближайшем будущем Франция не планирует постройку авианосных кораблей.