Тайны "триумфа". Тайны "триумфа" Иностранный аналог - «Патриот»

Зенитная ракетная система С-400 "Триумф"

Плод работы объединенного холдинга ПВО "Алмаз-Антей" - вызывает множество вопросов. Главный из них - как выглядит и что представляет из себя ракета сверхбольшой дальности, способная, как уверяет командование ВВС, поражать цели на расстоянии 400 км?

Но обо всем по порядку. Совершим краткий экскурс в историю создания ЗРС С-300 для ПВО Советской Армии (имеются ввиду и войска ПВО, и ПВО сухопутных войск, и ВМФ).

Разработка универсальной многоканальной ЗРС С-300 для ВС СССР началась в 1969 году. Стояла задача максимально унифицировать или даже создать единую ЗРС для ПВО, сухопутных войск и флота систему (С-500У), но добиться этого не удалось. Практически сразу работы пошли по линиям двух ОКБ - "Алмаз" (разработчик ракет - МКБ "Факел", г. Химки) начал разработку системы С-300П на колесных шасси для войск ПВО страны, и на ее базе систему "Риф" для надводных кораблей первого ранга ВМФ, а создание ЗРС С-300В с размещением боевых и вспомогательных элементов на гусеничных шасси для сухопутных войск взяло на себя предприятие "Антей" (разработчик ракет - ОКБ "Новатор", Свердловск). Сразу стало ясно, что эти системы будут совершенно разными как по исполнению, так и по боевым возможностям.

С-300П должна была прикрывать крупные административные, промышленные и военные центры страны от самолетов и крылатых ракет противника, а система С-300В, кроме этих задач, должна была обладать определенными противоракетными возможностями, в частности, прикрывать соединения сухопутных войск от ударов оперативно-тактических баллистических ракет класса "Ланс" и "Першинг-1", в перспективе и от ракет средней дальности "Першинг-2".

Система С-300П на вооружение принята в 1979 году, С-300В в полной боевой комплектации (с "противоракетными" ЗУР 9М82) - в 1989 году.

Эволюция С-300П - "Бирюса" и "Волхов М-6"


В данном материале развитие ЗРС С-300П разберем касательно ее вооружения, то есть зенитных ракет.

Базовый вариант С-300П был оснащен ЗУР типа 5В55К (на буксируемой ПУ размещены 5 транспортно-пусковых контейнера с ракетами). Начало испытаниям средств системы на полигоне Сары-Шаган было положено пуском № 1 макета ракеты 5В55.2Т. Пуск проведен 4 марта 1970 г. с временной стартовой позиции.

С-300ПТ "Бирюса" стал первой модификацией со стандартной для ЗРС этого типа четырьмя ЗУР (дальность ракеты составляла всего 47 км). Позже на этой ЗРС появились ракеты 5В55Р с увеличенной до 75 км дальностью, а также ЗУР 5В55С с ядерной БЧ. Этими же ракетами оснащались усовершенствованные ЗРС типа С-300ПТ-1 и С-300ПТ-1А.

Глубокой модернизацией стала ЗРС С-300ПС "Волхов М-6" на шасси МАЗ-543М (5П85СМ), принятый на вооружение в 1983 году. Дальность поражения целей на этом комплексе была увеличена до 90 км.

Еще более совершенной модификацией стала ЗРС С-300ПМ "Волхов М-6М" с ракетами, способными поражать цели на дальности до 150 км. На ее базе был создан экспортный вариант С-300ПМУ1 "Волхов М-6М". Этот вариант в настоящее время является наиболее распространенным в составе сил ПВО страны. В 80-е годы серийное производство ЗРС серии С-300П и ПТ достигло 50 комплексов и 3000 ракет в год. К 1988 году в войсках ПВО страны насчитывалось более 150 частей, оснащенных ЗРС С-300П, ПТ, ПС и ПМ. По западным оценкам, количество пусковых установок этого типа достигало 1500 единиц.

Перейдем к ракетам. При длине 7,25 м масса ЗУР 5В55К и Р составляла соотвественно 1480 и 1665 кг (разница от количества топлива и массы БЧ). По некоторым данным, стартовая тяга РДТТ составляет 25 тс, работает двигатель в течение 9 секунд, и за это время ЗУР разгоняется до 2000 м/с.

С-300ПМ и ПМУ-1 оснащены более мощными ЗУР 48Н6, являющимися дальнейшим развитием ракет серии 5В55. Массогабаритные характеристики ракет практически не изменились и размещаются в тех же ТПК, что ракеты серии 5В55. Но их ТТХ существенны улучшены, дальность поражения целей достигла 150 км.

С-300ПМУ-2 "Фаворит"

Этот комплекс оснащен еще более мощными ракетами 48Н6Е2 с дальностью стрельбы до 200 км. По данным газеты "Красная звезда", важной особенностью ЗРС «Фаворит» является то, что она легко интегрируется в различные системы ПВО зарубежных стран. «Фаворит» способен поражать воздушные цели на дальностях от 3 до 200 км в диапазоне высот от 0,01 до 27 км, в том числе и баллистические ракеты с дальностью пуска до 1.000 км путем физического разрушения боевых частей на дальностях до 40 км. Скорость поражаемых целей - до 2.800 м/сек. ЗРС способна вести одновременный обстрел до шести целей с наведением до двух ракет на каждую цель. Темп стрельбы 3 – 5 сек.

В Китай были поставлены 8 дивизионов "Фаворита".

С-400 "Триумф"


Радикальной модернизацией стала ЗРС С-400 "Триумф".

Основным ее отличием от систем базового поколения стало оснащение совершенно новыми зенитными ракетами с уменьшенными массогабаритными характеристиками.

Более мощной считается ЗУР типа 9М96Е2 с дальностью стрельбы 120 км и высотой поражения от 5 м до 30 км, масса - 420 кг. Время подготовки ракеты к пуску при нахождении ее на ПУ не более 8 секунд. Назначенный срок службы - 15 лет. Этот срок может быть продлен после проведения технического освидетельствования 9М96Е2 в местах их эксплуатации.

Ракета 9М96Е отличается от 9М96Е2 по своми характеристикам и практически аналогичен ракетам ЗРК средней дальности "Бук-М1". Дальность поражения цели - 40 км, а высота поражения - 20 км, масса - 333 кг. Мощность двигателя у 9М96Е меньше, чем у 9М96Е2, но размерами и массой они почти не различаются.

9М96Е и 9М96Е2 полностью унифицированы по составу бортового оборудования, боевому снаряжению (БЧ массой 24 кг) и конструкции.

Пусковые установки ЗРС С-400 "Триумф" различаются большим разнообразием. Они могут быть оснащены как 4 ЗУР серии 48Н6, так и комбинацией ракет - три ЗУР 48Н6Е и четыре ЗУР типа 9М9Е/Е2. Такая комбинация ракет с дальностью соответственно 200, 120 и 40 км позволяет создать систему оружия с разными эшелонами перехвата целей, пичем как аэродинамических, так и баллистических.

Разработана ПУ на базе автомобиля КАМАЗ с 12 ЗУР типа 9М96Е/Е2. Таким образом, С-400 "Триумф", оснащенный тремя разными типами ЗУР, является сегодня уникальной в своем классе.

ЗУР сверхбольшой дальности для С-400 "Триумф"

Но, конечно же, наибольшей интригой является оснащение ЗРС данного типа некой ракетой с дальностью 400 км, о чем неоднократно сообщалось в печати.

Что это за ракета? Известно, что на самоходной ПУ этой системы может размещаться четыре такие сверхдальние ракеты. Сообщалось, что разработку этой ракеты ведет МКБ "Факел". Ракета предназначена для замены стационарных ЗРК С-200Д "Дубна" с дальностью до 300 км. Такая огромная дальность достигается благодаря использованию в системе С-400 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и оснащению ЗУР активной головкой самонаведения, позволяющей наводить ракету за пределами видимости наземных РЛС и авиационной системы ДРЛО. Индекс ЗУР до сих пор неизвестен.

В 2005 году в "НВО" была информация, что эта ракета готова на 82%, но вследствие финансовых трудностей создание этой ракеты фактически приостановлена. Но командование ВВС уверяет, что такая ракета создана и что ее испытания успешно проведены. Первые системы С-400 должны поступить на вооружение Московского округа ПВО (район г. Электросталь) летом 2007 года и должны дополнить Московскую систему ПРО, оснащенной противоракетными комплексами шахтного базирования 53Т6.

Пока же нет достоверной информации по наличию этой ракеты в системе оружия С-400 "Триумф", как и нет никаких фото ЗУР в открытой прессе.

"Самодержец"


В том же издании "НВО" приводятся данные о том, что вместо ЗУР, разрабатываемой в МКБ "Факел", в системе С-400 командование ВВС планирует использовать усовершенствованную ЗУР 9М82 некой модификации - компонента еще не принятой на вооружении ЗРС сухопутных войск "Антей-2500" (С-300ВМ), созданной на базе известной системы ПВО С-300В. Дело в том, что объединение организаций "Алмаз" и "Антей" в единую корпорацию якобы подвигло их разработчиков создать некий гибрид двух систем - С-400 "Триумф" и "Антей-2500".

Пусковая установка на базе автомобиля повышенной проходимости КРАЗ-260В оснащена двумя модернизированными ЗУР 9М82М. Неизвестно, испытывались ли столь мощные ракеты с автомобильного шасси, но опять-таки командование ВВС уверяет, что эта система - реальность. Приходится верить на слово, так как никаких фото в открытой прессе представлено не было, по крайней мере, автор этих строк об этом пока не ведает (см. рисунки и классификацию НАТО, почерпнутые из австралийского военного сайта http://www.ausairpower.net/APA-Grumble-Gargoyle.html).

Russian Designation
Original Designation
Revised Designation
Notes
S-300P/PT
SA-10A Grumble A
SA-10A Grumble A

S-300PS
SA-10B Grumble B
SA-10B Grumble B

S-300PMU
SA-10C Grumble C
SA-10C Grumble C

S-300PMU-1
SA-10D Grumble D
SA-20A Gargoyle A

S-300PMU-2 Favorit
SA-10E Grumble E
SA-20B Gargoyle B

Система управления и средства наведения :
На ракетах второго эшелона предположительно будут использоваться АРЛС или тепловизионную ГСН.

В состав разработок НИР "Властелин-ТП" входит система 97Л6, которая по аналогии с 96Л6 вероятно является всевысотным обнаружителем и входит в состав ЗРС в качестве средства целеуказания стрельбовым комплексам.

Вероятно, ЗРС будет включать в себя РЛС "МАРС" (?? 97Л6 ??) в стационарном или мобильном варианте.

Многофункциональная радиолокационная станция дециметрового диапазона контейнерного типа "МАРС" / "МАРС-Э"
Многофункциональная Адаптивная Радиолокационная Станция (МАРС) предназначена для обнаружения баллистических и аэродинамических целей, может быть использована:
. Комплексами зональной ПРО и ПВО;
. Системами контроля космического пространства и предупреждения о ракетном нападении
. Системой ПРО на ТВД.
Дальность обнаружения с вероятностью 0.95:
- корпуса баллистической ракеты - 2000 км
- боевого блока баллистической ракеты с эффективной поверхностью рассеяния 0.1 кв.м - 1300 км
Количество одновременно сопровождаемых воздушно-космических целей (временной интервал - 1 минута) 5-20
Количество одновременно сопровождаемых и управляемых противоракет (временной интервал - 1 минута) 5-10
Максимальная ошибка целеуказания (время пролонгации - 150 с) - 2 км
Среднеквадратическая ошибка определения точки падения БР - 15 км
Рабочий диапазон длин волн, см 10
Конструктивная дальность действия:
- максимальная 3000 км
- минимальная 30 км

РЛС ПВО с ФАР 91Н6А(М) на прицепе с тягачем БАЗ-6403.01. Впервые внешний вид РЛС представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г.

РЛС с ФАР 69Л6-ЦП на шасси БАЗ-69096 вероятно входит в состав ЗРС С-500 и впервые внешний вид РЛС представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г.

РЛС ПРО с ФАР 76Т6 на шасси БАЗ-6909-022 впервые внешний вид РЛС представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г.

РЛС ПРО с АФАР 77Т6 на шасси БАЗ-69096 впервые внешний вид РЛС представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г. В 2010 г. для РЛС 77Т6 разработан комплект приемно-передающих модулей АФАР, изготовлен и испытан макет базового блока (подрешетки АФАР) в составе 256 приемо-передающих каналов с системами управления, питания и охлаждения. В 2013 г. ГСКБ "Алмаз-Антей" разработана рабочая конструкторская документация системы горизонтирования и стабилизации антенного поста 77Т6 ().

РЛК БЦ ЗРС С-500 (? 60К6) - радиолокационный комплекс баллистических целей ЗРС С-500 - не идентифицирован, в 2010 г. по РЛК БЦ разработана рабочая конструкторская документация, проведено макетирование. Разработана рабочая конструкторская документация на ППМ АФАР РЛМ-1 для импортной и отечественной ЭКБ.

Вышка для размещения радио-технических средств 40В6МТ на прицепе с тягачем БАЗ-6403.01. Впервые внешний вид РЛС представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г.

Пункты боевого управления 55К6МА (ПВО) и 85Ж6-2 (ПРО) на шасси БАЗ-69092-012. Впервые внешний вид ПБУ представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г.

Некоторые средства Зенитной Ракетной Системы С-500 - сверху-вниз: пусковая установка 77П6, РЛС 96Л6-1, РЛС 77Т6, РЛС 76Т6, пункт боевого управления 55К6МА или 85Ж6-2 (обработанный MilitaryRussia.Ru рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).

Вышка 40В6МТ и РЛС 91Н6А(М) Зенитной Ракетной Системы С-500 (рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).


Наземные средства ЗРС ЗРС С-500 размещаются на мобильных шасси.

Вариант 1 - БАЗ (шасси первого этапа проектирования, до 2013 г.):
БАЗ-69096:
Колесная формула - 10 х 10 (первые 2 оси управляемые)
Двигатель - дизель мощностью 550 л.с.
Масса шасси снаряженная - 21000 кг
Масса груза максимальная - 33000 кг


Брод - 1.7 м


Шасси БАЗ-69096 средств ЗРС С-500 (обработанный рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).

Опытный образец шасси БАЗ-69096 на показе техники в Бронницах, 10.06.2011 г. (фото - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).


БАЗ-6909-022:


Масса шасси снаряженная - 19100 кг
Масса груза максимальная - 22000 кг
Масса полная максимальная - 41100 кг
Максимальный преодолеваемый подъем - 30 град.
Брод - 1.7 м

БАЗ-6403.01 (тягач):
Колесная формула - 8 х 8 (первые 2 оси управляемые)
Двигатель - дизель мощностью 500 л.с.
Масса шасси снаряженная - 19750 кг
Нагрузка на ССУ - 21000 кг
Масса буксируемого полуприцепа - 80000 кг
Масса полная максимальная - 54000 кг
Максимальный преодолеваемый подъем - 30 град. / 20 град (автопоезд)
Брод - 1.7 м

БАЗ-69092-012:
Колесная формула - 6 х 6 (первая ось управляемая)
Двигатель - дизель мощностью 470 л.с.
Масса шасси снаряженная - 15800 кг
Масса груза максимальная - 14200 кг
Масса полная максимальная - 30000 кг
Максимальный преодолеваемый подъем - 30 град.
Брод - 1.7 м

Вариант 2 - МЗКТ (2013 г.). К 2014 г. МЗКТ разработано шасси МЗКТ-792911, предназначенное для монтажа и транспортировки специального оборудования. Шасси создано МЗКТ по заказу ОАО "ГОЗ "Обуховский завод" (ист.) и вероятно предназначено для размещения пусковых установок системы С-500.

МЗКТ-792911 - разработка шасси - МЗКТ, руководитель группы по проекту шасси Бурьян В.А., начальники КБ - Лебедев О.Н., Чайковский В.А., инженер-конструктор - Бурундуков А.О. (ист.).
Колесная формула - 12 х 12 (управляемые 1, 2, 5 и 6 оси, ист.)
Кабина трехместная с фильтровентиляционной установкой

Вероятно, первый прототип шасси МЗКТ-792911 на заводе МЗКТ. У более поздних образцов другие межосевые расстояния. Фото не позже 2013 г. (ист.).

Для вспомогательных средств системы С-500 вероятно будут использоваться шасси типа МЗКТ-6922.

Пусковые установки:
Вариант 1 (шасси БАЗ):
СПУ ракет ПРО большой дальности 77П6 на шасси БАЗ-69096. Внешний вид машины впервые представлен на показе техники в Бронницах 10.06.2011 г.
Количество ракет в ТПК - 2

Пусковая установка 77П6 на шасси БАЗ-69096 из состава ЗРС С-500 (обработанный рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).


СПУ ракет ПВО 55П6 - в 2013 г. ГСКБ "Алмаз-Антей" завершена разработка рабочей конструкторской документации на установку, начато изготовление опытного образца ().

СПУ ракет ПВО 51П6М (ист. - Михалев А. ).

Вариант 2 (шасси МЗКТ):
СПУ ракет ПРО большой дальности 77П6-1 (предположительно) на шасси МЗКТ-792911. Внешний вид машины впервые представлен в новогоднем календаре концерна ПВО "Алмаз-Антей" на 2015 г.
Количество ракет в ТПК - 2

Ракеты ЗРС С-500:
Ракеты дальнего перехвата системы ПРО могут носить наименования 77Н6-Н и 77Н6-Н1 (ист. - Михалев А.).

Эшелон Ближний рубеж ПВО Средний рубеж ПВО Дальний рубеж ПВО ПРО и сверхдальний перехват
(вариант 1)
ПРО и сверхдальний перехват
(вариант 2)
В составе ЗРС С-500 возможно отсутствует возможно отсутствует предположительно предположительно предположительно
Наименование ракеты ЗРС (предположительно) 9М96Е
9М98 ?
или аналог
9М96Е2
9М99 ?
или аналог
48Н6Е3
48Н6Д
48Н6ДМ
или аналог
40Н6 45Т6 (см. систему ПРО А-235)
Количество ступеней 1 1 1 2 ? 1 или 2
Длина 4.75 м 5.65 м 7.5 м
Диаметр корпуса 240 мм 240 мм 519 мм
Размах крыла 480 мм 480 мм 1835 мм
(1133 мм)
Масса 333 кг 420 кг 1835 кг
(1600-1900 кг)
до 2000 кг?
Масса БЧ 26 кг 26 кг 143 кг
Дальность действия 1-40 км 1- 120 км 3 - 150-200-250 км 400 / 600 км
Высота поражения 5 - 20000 м 5 - 30000 м 10 - 27000 м до 165 км
Скорость макс. 900 м/с 1000 м/с 2500 м/с не менее 3600 м/с
Скорость цели макс. 2780 м/с 7000 м/с (ист. - Михалев А. )

Дальность обнаружения целей средствами ЗРС - 600-750 км
Дальность действия дальнего эшелона:
- 200 км / 600 км (ист. - Михалев А. )
- до 500 км ()
Высота поражения средствами сверхдальнего эшелона - до 100 км
Высота поражения средствами системы С-500 (вероятно, без сверхдальнего эшелона) - 40-50 км

Количество одновременно обстреливаемых целей - 10 баллистических сверхзвуковых (так например в СМИ)

Модификации / этапы проектирования:
НИР "Самодержец" / "Самодержец-А-А" - научно-исследовательная разработка создания межвидовых унифицированных средств ПВО 2-го ЦНИИ МО России. В работах принимал участие концерн ПВО "Алмаз-Антей". В рамках НИР предложено создание мобильной системы ПВО и ПРО НИЭМИ Минрадиопрома России (НПО «Антей») и ОКБ «Новатор» на базе системы ПВО С-300ПМУ с пусковыми установками на шасси КрАЗ-260 (1990-е годы).

НИР "Властелин" / "Властелин-ТП" - научно-исследовательная разработка создания новой системы ПРО и ПВО (2008-2010 г.г.). В работах принимал участие концерн ПВО "Алмаз-Антей".

С-500 / 55Р6М "Триумфатор-М" - базовый вариант зенитной ракетной системы.

С-1000 - модификация ЗРС С-500. Возможно, с увеличенной дальностью либо с более развитым противоракетным или противоспутниковым потенциалом.

Статус : Россия
- 2008 г. - выполняется 4-й этап НИР "Властелин-ТП", ведутся работы по аванпроекту изделия 97Л6 (вероятно, РЛС обнаружения целей) НИР "Властелин-ТП". Изготовлены комплекты ракет 40Н6 для проведения государственных испытаний в составе ЗРС С-400 / 40Р6.

2009 г. - ведется разработка конструкторской документации комплекса С-500. Вероятно, испытания компонентов.

2010 г. - утвержден технический проект ЗРС С-500 / 55Р6М.

2011 г. конец января - начата подготовка к приему системы С-500 на вооружение войск ВКО. В будущем планируется развертывание системы вокруг Москвы и, возможно, в европейской части страны.

2011 г. 24 февраля - заместитель министра обороны России В.Поповкин заявил, что в период 2011-2020 г.г. планируется закупка 10 комплексов С-500. Испытания комплекса планируется начать с 2015 г.

2011 г. 5 октября - в СМИ ("Известия") появилась информация об отставании разработки системы С-500 от графика на 2 года. Текущими темпами создание комплекса завершится к 2015 г., серийное производство начнется в 2017 г. Создание нескольких прототипов систем комплекса завершится в 2013 г., после чего начнутся испытания. В итоге поступление системы на вооружение может начаться лишь после 2017 г.

2012 г. - планируемое завершение НИОКР С-500 (планы 2008 или 2009 г.г.).

2013 г. - завершение создания прототипов системы и выход на испытания по планам октября 2011 г.

2014 г. конец июня - успешное испытание дальней ракеты ЗРС С-500.

2014 г. - начало серийного производства ракетного комплекса С-500, согласно планам озвученным 17.02.2011 г. командующим ОСК ВКО России генерал-лейтенантом Валерием Ивановым.

2015 г. - планируемое завершение разработки и испытаний ЗРК С-500 и принятие на вооружение (планы 2010 г. или ранее). По версии планов от октября 2011 г. предполагается, что в 2015 г. завершится создание комплекса.

2017 г. - начало серийного производства системы С-500 по версии планов от октября 2011 г.

Источники :
Годовой отчет Концерн ПВО "Алмаз-Антей", 2006 г.
Годовой отчет Концерн ПВО "Алмаз-Антей", 2008 г.
Годовой отчет Концерн ПВО "Алмаз-Антей", 2010 г.
Карповский Я., Моравский В. "Волат" - значит "богатырь". Минск, 2014 г.
Михалев А. На уровень выше. Сайт http://lenta.ru , 2012 г.
Новости ОПК. Сайт http://www.almaz-antey.ru , 16.03.2012 г.
Обуховский завод. 150 лет во славу Отечества. 1863-2013 гг. // Санкт-Петербург, ООО «Береста», 2013 г.
Форум "Стелс машины". Сайт http://paralay.iboards.ru , 2010-2011 г.г.
Форум сайта http://militaryrussia.ru/forum , 2011 г.
Balancer.ru. Сайт http://forums.airbase.ru , 2008, 2009 г.г.
Jane"s. Сайт

Российский комплекс С-500 до сих пор разрабатывается концерном «Алмаз-Антей». Хотя точных сведений о нём нет, можно уже сейчас сказать, что этот комплекс по своим характеристикам будет превосходить все известные на сегодняшний день зарубежные аналоги. Чтобы точно понять, какими возможностями обладает данный комплекс ПВО, нужно рассмотреть всех его предшественников.

История появления первого комплекса противовоздушной обороны

За счёт своих характеристик система С-500 сможет уничтожать даже космические низкоорбитальные спутники и различные средства поражения, которые могут запускаться с орбитальных платформ различного типа. Основной же задачей комплекса является уничтожение баллистических ракет противника в определённых пределах. Таким образом, можно обеспечить безопасность не только различным стратегическим объектам, но и крупным городам и даже целым регионам.

Модификация С-500 «Триумфатор-М» способна поражать цели, летящие со скоростью 5 500 км/час. Ни одна из известных в мире систем ПВО не способна работать по таким сверхзвуковым целям. Для того чтобы осуществить это, понадобится мощнейший радиолокатор, способный взаимодействовать с новейшей вычислительной техникой.

Разработчики системы хотят внедрить высочайший уровень автоматизации, который практически исключит вмешательство человека-оператора в управление системой. Кроме того, планируется, что С-500 будет получать указание целей от авиации радиолокационного обнаружения. Системы будут размещаться на мощных грузовиках, имеющих формулу 10х10, что обеспечит им высокую проходимость в условия бездорожья.

Планируется, что первые поставки новых зенитно-ракетных комплексов начнутся в 2019 году. Войска воздушно-космической обороны уже сейчас начинают строить алгоритмы своей работы, опираясь на функции новейшей системы С-500.

На разработку новейшей системы противовоздушной обороны выделено более 10 миллиардов долларов, только по официальным данным. На самом деле денег уйдёт гораздо больше, ведь С-500 ещё придётся адаптировать и дорабатывать. Неудача в данном проекте приведет к серьёзной потере обороноспособности России, поэтому С-500 просто обязаны доработать в кратчайшие сроки.

Сегодня почти все развитые в военно-технологичном отношении государства имеют на вооружении комплексы противовоздушной обороны . Они обеспечивают охрану воздушного пространства, обеспечивая защиту от вторжения. В наше время существуют разнообразные типы средств ПВО:

  • Воздушные;
  • Наземные;
  • Корабельные.

Все они созданы с единственной задачей: распознать вражескую цель ранее, чем она произведет разрушительные или разведывательные действия, и ликвидировать ее.

Надежная оборона

Главным воздушным щитом экономически развитых государств является современный зенитно-ракетный комплекс. Чаще всего он представляет собой совокупность сложнейших инженерно-технических средств в единой системе, предназначенной для предотвращения воздушного или космического нападения.

Российская Федерация – самая большая страна в мире с неограниченным оборонным потенциалом. В ближайшем будущем на на ее защиту встанет современная зенитно-ракетная система — С-500. Этот перспективный российский комплекс способен удивить любого вероятного противника.

Особенности С-500

Первые шаги к созданию современного противовоздушного зенитно-ракетного комплекса были сделаны в далекую советскую пору. Тогда Советский Союз принял на вооружение новый противовоздушный комплекс дальнего действия С-200, созданный в конструкторском бюро Грушина еще в 1965 году.

Вторым этапом работ стало появление комплекса С-300 , на вооружение советской ПВО его приняли в 1975 году. ЗРК С-300 — детище конструктора В.П. Ефремова. Основная задача этого комплекса — оборона особо важных административно-территориальных единиц, а также промышленных объектов. С его помощью должны были отражаться разные цели, как баллистические, так и аэродинамические.

Создание новейшего комплекса

Первый этап разработки зенитно-ракетного комплекса пятого поколения стартовал в 2010 году. В то время только начались эскизные подготовительные мероприятия, но уже в 2011 году конструкторы и инженеры научно-производственного концерна «Алмаз-Антей» завершили эту работу. Коллектив планировал совершенно новый комплекс, способный поражать не только цели на малых высотах полета, но даже космические корабли на земной орбите.

К концу 2012 года собрали первую зенитную ракету для С-500. Через некоторое время дали «добро» и первому опытному образцу, для которого и были разработаны эти ракеты. Прошедшие успешно испытания подтвердили надежды разработчиков.

Главные задачи

Ракетный комплекс пятого поколения С-500 выполняет три главные задачи:

  • Охрана;
  • Перехват;
  • Ликвидация.

Со всеми этими задачами комплекс справляется великолепно. С-500 обладает уникальными характеристиками:

  • Он защищен от комплексов наведения и радиообнаружения, а также от любой системы, создающей для ракеты и ее нацеливания разные виды помех. В результате противнику не удастся уйти от перехвата и ликвидации. Это особая гордость разработчиков;
  • Обеспечивается перехват любых летательных объектов на расстоянии до 3500 км и на максимальной высоте до 50 км. Для сравнения: хваленый американский «Патриот» способен «достать» высоколетящий объект лишь до 24 км;
  • Обеспечивает ликвидацию самых современных средств ведения воздушного боя. Российские разработчики достигли невероятных показателей. Комплекс ПВО С-500 легко можно бороться с низкоорбитальными спутниками , орбитальными платформами, гиперзвуковыми крылатыми ракетами, самолетами и беспилотниками.

Потенциал С-500

Многофункциональный комплекс С-500 синхронно ведет до двадцати целей и способен одновременно обстрелять до сорока, пользуясь собственной системой наведения и внешним целеуказанием. Комплекс перехватывает самые разнообразные объекты, летящие на скорости более 7 км/сек. На расстоянии до 600 км система С-500 одновременно поражает до десяти объектов.

Перевод походного комплекса в положение полной боевой готовности и запуска ракеты занимает десять минут, рельеф местности не имеет значения. Система стабилизации позволяет С-500 запустить ракету даже с 30 градусным углом крена.

Комплекс оснащен сверхмощными портативными радарами, не имеющими аналогов в мире. С их помощью можно обнаружить объекты на дистанции до 1000 километров с наименьшей высотой до 5 метров и предельной до 50 километров. На сухопутном комплексе имеется система повышения проходимости, а также адаптации к суровым российским климатическим условиям.

ТТХ комплекса

Масса ЗРК С-500 составляет пятьдесят четыре тонны. Вес перевозимых грузов в полной боевой готовности — тридцать три тонны, а сам тягач весит двадцать одну тонну. Все десять колес пятиосного тягача – ведущие, из которых два передних — управляющие. Силовой дизельный агрегат имеет мощность 550 л/с.

Предельная высота преодолеваемого бордюрного преодоления доходит до 1.7 метра. В первый раз мобильное шасси для С-500 было представлено в 2012 году на демонстрации российской военной техники. Оно оказалось первым мобильным шасси для ЗРК-комплекса, обладающим формулой колес 10х10. В связи с тем, что комплекс еще не стоит на вооружении, большинство его технических характеристик остаются засекреченными.

Испытания новейшего ЗРК

В 2014 году российские вооруженные силы провели испытательные мероприятия одного из опытных образцов С-500. Из компетентных источников стало известно, что новейшее российское противоракетное вооружение стало лучшим на планете. Оно обошло своими характеристиками системы «Patriot-3» и THAAD.

По сообщениям российского минобороны, комплекс испытаний был проведен весьма успешно, С-500 справился со всеми задачами. Хотя ТТХ комплекса все еще засекречены, его считают наилучшим из всех имеющихся авангардных систем противовоздушной обороны. Из сообщения российского минобороны военные эксперты сделали вывод, что этот комплекс пятого поколения может, по меньшей мере, в течение ближайших 10–15 лет оставаться лучшим в мире.

С-500 – надежный щит России

В настоящее время воздушное пространство государства охраняют две зенитно-ракетные системы – С-300 и С-400. Первый из них, С-300, невзирая на множество модификаций, уже отстает от современных мировых конкурентов. Предполагается, что вслед за поступлением в войска С-500 «трехсотого» полностью снимут с вооружения. На боевом дежурстве оставят четвертое и пятое поколения этого комплекса.

Американский аналог «Патриот»

В настоящее время в мире имеется два относительно схожих по своим ТТХ противоракетных комплекса – у РФ и у США. В России это пока что С-400, а американский комплекс «Патриот-3» многими зарубежными экспертами признан лучшим из состоящих на вооружении в мире. Он может «достать» цель на высоте до двадцати четырех километров на дистанции до пятисот километров. Единственный известный его недостаток – низкая проходимость.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Рис. Василия Ложкина

Россиянские военные продолжают жечь напалмом. Не утихло еще позорное сотрясание воздуха несуществующими по сути комплексами "Искандер", и с огромным скрипом распухшая от нефтедолларов, как баба-алкоголичка от водяры, Эрефия за два года вооружила два полка зенитными комплексами С-400 "Триумф", как... Оказалось, что С-400 для северо-евразийских генералов - день давно минувший. ВПК РФ готов поразить весь мир новым сверх-оружием.

АСТРАХАНЬ, 16 сен - РИА Новости. Перспективная зенитно-ракетная система С-500 появится в ближайшие годы, сообщил главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин в среду на заседании координационного комитета при Совете министров обороны государств-участников СНГ в Астрахани. «Работа идет, задействована наука, специалисты. Думаю, что эта система в ближайшее время появится», - сказал главком ВВС.

С-500 должна будет придти на смену комплексам С-400. Дальность обнаружения целей увеличится на 150-200 километров, комплекс сможет поражать 10 целей (С-400 может уничтожать шесть целей). «Зенитно-ракетная система С-500 - это перспективная качественно новая система, не являющаяся продолжением ЗРС С-400», - уточнил главком ВВС.

История хваленого, не "имеющего аналогов" С-400 скучна до банальности. Разработка россиянского чудо-оружия началась еще в 80-х годах прошлого века, первое испытание ракеты состоялось в 1999 году. Окончательно испытания модернизированных ракет от С-300 вроде бы как были завершены в конце 2006 года. Правда, уникальной и сверх-дальнобойной зенитной ракеты пока еще нет. В 2007-2009 годах Эрефия сумела при напряжении всех сил переворужить два полка ПВО на эти девайсы (всего в стране порядка 35 полков). Не сложно подсчитать, сколько будет идти процесс. При этом не понятно, сколько же всего этих уникальных и нигде не виданных установок реально находится в перевооруженных полках. Скептики злорадствуют:

При ближайшем ознакомлении с предметом видно, как дурят россиянцев "потреоты". По всей видимости, С-400 - банальная туфта, не имеющая никакого серьезного военного значения. Это переделка советского комплекса С-300 (тот разрабатывался с 1969 года, принят на вооружение в первой модификации в 1979 году), причем явно неудачная. Поскольку основное бабло в россиянском ВПК рубится на стадии "разработок" и "испытаний", то у высокопоставленных носителей оборонческого сознания есть прямой интерес переключиться на изобретение нового "юбер-ваффе" - как всегда, не имеющего аналогов, комплекса С-500. По мнению Влада Шурыгина, наебалово идет конкретное:

Мне же кажется, что рулить будет С-1000. Во-первых, цифра круглая, а во-вторых, срок сдачи изделия можно наметить на 2026 год.