Разнообразие вьюрковых птиц есть результат дивергенции. Разнообразие дарвиновых вьюрков сокращается из-за межвидовой гибридизации

1 вариант

    Чем отличается понятие «борьба за существование» от понятия «естественный отбор»?

    Борьба за существование – это выживание только наиболее приспособленных, естественный отбор приводит к размножению выживших особей;

    При естественном отборе происходит оценка приспособленности организмов к данной среде обитания, борьба за существование – результат естественного отбора – выживание наиболее приспособленных;

    Борьба за существование – процесс взаимодействия организма со средой, а естественный отбор – его результат – выживание наиболее приспособленных;

    Борьба за существование и естественный отбор – синонимы. Оба понятия означают выживание наиболее приспособленных.

    Пример действия дизруптивной формы естественного отбора:

    Существование реликтовой формы гаттерии;

    Появление в гавани порта, отгороженной молом, популяции узкопанцирных крабов;

    Появление раннецветущей и поздноцветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах;

    Гибель длиннокрылых и короткокрылых воробьев во время сильной бури.

    Для географического способа видообразования характерно:

    Обострение внутривидовой конкуренции, расхождение популяций по разным экологическим нишам в пределах прежнего ареала;

    Расширение ареала вида, появление физических преград между популяциями, возникновение мутаций, действие естественного отбора

    Возникновение мутаций, действие естественного отбора на популяции без расширения ареала;

    Обитание отдельных групп особей в разных экологических условиях.

    Наиболее острая форма борьбы за существование:

    Межвидовая; Б. Внутривидовая;

В Межвидовая и внутривидовая. Г. с условиями окружающей среды

    Почему самцы птиц часто имеют яркую окраску?

    Привлекают внимание самок своего вида; В. Она делает их менее заметными;

    Отпугивают самок другого вида; Г. отпугивают самцов другого вида

    Аналогичными органами являются конечности:

    Крота и медведки, Б. Крота и утки, В. Крота и собаки, Г. Бабочки и мухи

    Разнообразие вьюрковых птиц, есть результат:

    Дегенерации, А. Ароморфоза, Б. Дивергенции, Г. Идиоадаптации

    Переходной формой между рептилиями и птицами является:

    Птеродактиль, А. Иностранцевия, Б Археоптерикс, Г. Зверозубая рептилия

В1 – Найдите соответствие

Ароморфоз __________________

Идиоадаптация _______________

Дегенерация__________________

    Появление яиц у пресмыкающихся и развитие их на суше;

    Превращение листьев кактуса в колючки;

    Утрата органов пищеварения у круглых червей;

    Удлинение конечностей лошади;

    Возникновение теплокровности;

    Отсутствие листьев у повилики.

.

    Ж.Б. Ламарк – создатель первой эволюционной теории,

    Естественный отбор является результатом борьбы за существование,

    Полиплоидия – это пример внезапного видообразования,

    Живые организмы при любых условия размножаются в геометрической прогрессии,

    Биологические адаптации – один из результатов естественного отбора,

    Сходство реакций организма на внешние воздействия – физиологический критерий вида,

    Мутационный процесс – постоянный источник наследственной изменчивости,

    Пение птиц весной является примером экологической эволюции,

    Элементарной единицей классификации живых организмов является популяция,

    В основе аллопатрического видообразования лежит географическая изоляция.

    Эволюция

    Онтогенез

    Биологический прогресс

2 вариант

А- Выберите единственно правильный ответ на каждый предложенный вопрос

    Пример действия стабилизирующей формы естественного отбора

    Существование кистеперой рыбы латимерии;

    Появление темноокрашенной формы в популяции бабочки – березовой пяденицы;

    Появление раннецветущей и поздноцветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах;

    Появление длиннокрылых и бескрылых насекомых на океанических островах, продуваемых ветрами;

    Пример экологического (симпатрического) видообразования:

    Существование в средней полосе нескольких видов лютиков, произрастающих в разных условиях;

    Образование комплекса подвидов у большой синицы, широко расселенной по территории Земного шара;

    Образование двух подвидов лиственниц: сибирской и даурской;

    Возникновение двух видов чаек: серебристой и клуши, живущих по побережьям Балтийского и Северного морей.

    Действие искусственного отбора приводит к формированию признаков полезных для:

    Человека, Б. Растений и животных, В. Растений, но вредных для животных,

Г. Животных, но вредных для растений.

    Факторами – поставщиками эволюционного материала являются:

    Мутационный процесс, дрейф генов, волны численности;

    Борьба за существование, естественный отбор;

    Волны численности, изоляция;

    Дрейф генов, естественный отбор, изоляция

    Гомологическими органами у животных являются:

    Крыло бабочки и птицы, В. Конечности таракана и лягушки

    Лапы тигра и крота Г. Ласта кита и моржа

    Переходной формой между рептилиями и млекопитающими были:

    Стегоцефалы, Б Динозавры, В Зверозубые рептилии, Г. Птеродактили

    Кто обнаружил последовательные ряды ископаемых форм лошадиных?

    В.О. Ковалевский, Б Карл Бэр, В. Жорж Кювье, Г. Ч. Дарвин

    Назовите ту систематическую группу, признаки которой появляются у зародыша млекопитающих раньше признаков других систематических групп.

    Вид, Б. Род, В. Семейство, Г. Класс

В1 – Найдите соответствие

Ароморфоз __________________

Идиоадаптация _______________

Дегенерация__________________

    Отсутствие кровеносной системы у цепней

    Появление цветка у растений,

    Появление живорождения у позвоночных животных,

    Уплощение тела у камбалы, ската,

    Появление зацепок на плодах лопуха и череды,

    Утрата листьев и развитой корневой системы у ряски.

В2 – отметьте знаками «+» утверждения с которыми вы согласны и знаком «-», утверждения с которыми вы не согласны .

    Закон зародышевого сходства был сформулирован К.Бэром,

    Движущие силы эволюции пород и сортов – естественный отбор и наследственная изменчивость,

    Для того чтобы отнести организм к определенному виду достаточно использовать 1- 2 видовых критерия,

    Занимаемая видом территория обитания – это географический критерий вида,

    Предпосылками эволюционного процесса являются мутации,

    Миграции – одна из причин изменения генофонда популяции,

    Образование новых родов – результат действия процесса макроэволюции,

    Приспособление различных организмов к одинаковым условиям происходит в результате конвергенции,

    Полиморфизм – результат действия дизруптивного (разрывающего) отбора,

    Одной из форм внезапного видообразования является полиплоидия.

С – Дайте определение понятий

    Биологический вид

    Филогенез

    Биологический регресс

Ответы

1 вариант

Задание А

Задание В1

Ароморфоз – 1,5

Идиоадаптация – 2,4

Дегенерация – 3,6

Задание В2

Задание С

Эволюция – необратимый процесс исторического изменения органического мира

Онтогенез – индивидуальное развитие живых организма

Биологический прогресс – эволюционные изменения, приводящие к повышению уровня организации вида, расширению ареала, увеличению численности и появлению новых видов

    вариант

Задание А

Задание В1

Ароморфоз – 2,3

Идиоадаптация – 4,5

Дегенерация – 1,6

Задание В2

Задание С

Биологический вид – это совокупность особей, сходных по строению (морфологическому, генетическому, биохимическому), которые скрещиваются и дают плодовитое потомство, которое приспособлено к определенным экологическим условиям и живут в определенном ареале.

Филогенез – историческое развитие целого вида

Биологический прогресс – эволюционные изменения, приводящие к снижению уровня организации вида, сужению ареала, уменьшению численности вида, или к его исчезновению.

48 тестов по теме

21. Ведущий фактор, определяющий направленность эволюционного процесса
А) борьба за существование
Б) внутривидовые взаимоотношения
В) наследственная изменчивость
Г) естественный отбор

104. Под воздействием какого фактора эволюции у организмов сохраняются полезные признаки
А) мутаций
Б) внутривидовой борьбы
В) межвидовой борьбы
Г) естественного отбора

147. Исходным материалом для естественного отбора служит
А) борьба за существование
Б) мутационная изменчивость
В) изменение среды обитания организмов
Г) приспособленность организмов к среде обитания

148. Формирование приспособленности у организмов происходит в результате
А) освоения видом новых территорий
Б) прямого воздействия среды на организм
В) дрейфа генов и увеличения численности гомозигот
Г) естественного отбора и сохранения особей с полезными признаками

167. Направляющий фактор эволюции
А) дрейф генов
Б) видообразование
В) естественный отбор
Г) географическая изоляция

330. В основе эволюционной теории Ч. Дарвина лежит учение о
А) дивергенции
Б) естественном отборе
В) дегенерации
Г) искусственном отборе

351. Состязание самцов в период размножения свидетельствует о проявлении формы отбора
А) стабилизирующего
Б) движущего
В) полового
Г) методического

352. Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонениями от нормы, называют
А) движущим
Б) методическим
В) стихийным
Г) стабилизирующим

469. В засушливых условиях в процессе эволюции сформировались растения с опушёнными листьями благодаря действию
А) соотносительной изменчивости
Б) модификационной изменчивости
В) естественного отбора
Г) искусственного отбора

503. Творческий характер естественного отбора в эволюции проявляется в
А) обострении конкуренции между видами
Б) ослаблении конкуренции между популяциями
В) обострении конкуренции между особями одного вида
Г) возникновении новых видов

518. Какой процесс мог привести к формированию у ядовитых животных яркой окраски
А) привлечение противоположного пола
Б) естественный отбор
В) искусственный отбор
Г) проявление заботы о потомстве

527. Эффективность естественного отбора понижается при
А) усилении внутривидовой борьбы
Б) изменении нормы реакции
В) ослаблении мутационного процесса
Г) усилении мутационного процесса

566. Согласно учению Ч. Дарвина, формирование вида в природе происходит благодаря
А) дрейфу генов
Б) мутационному процессу
В) экологической изоляции
Г) естественному отбору

578. Направляющий фактор микроэволюции
А) дивергенция
Б) естественный отбор
В) искусственный отбор

652. Сохранение на Галапагосских островах вьюрков с мощным, как у дятла, клювом, с помощью которого они добывают из-под коры деревьев насекомых, обеспечивалось
А) естественным отбором
Б) искусственным отбором
В) модификационной изменчивостью
Г) наследственной изменчивостью

680. Главная движущая сила эволюции, по Ч. Дарвину
А) естественный отбор
Б) изменчивость
В) приспособленность
Г) наследственность

719. Приспособленность организмов к среде обитания - результат

Б) проявления конвергенции
В) методического отбора
Г) взаимодействия движущих сил эволюции

871. Процесс, обеспечивающий выживание особей с полезными в данных условиях среды признаками, называют
А) искусственным отбором
Б) борьбой за существование
В) естественным отбором
Г) видообразованием

880. Какой отбор сохраняет видовые признаки современного человека
А) движущий
Б) стабилизирующий
В) массовый
Г) методический

882. Приспособительные изменения фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений возникают вследствие
А) дрейфа генов
Б) движущей формы отбора
В) внутривидовой формы борьбы
Г) мутационного процесса

936. Исходным материалом для естественного отбора является
А) модификационная изменчивость
Б) наследственная изменчивость
В) борьба особей за условия выживания
Г) приспособленность популяций к среде обитания

953. Приспособление вида к среде обитания есть результат
А) заботы о потомстве
Б) упражнения органов
В) отбора случайных наследственных изменений
Г) высокой численности особей популяций

977. Сохранение фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием
А) дрейфа генов
Б) движущей формы отбора
В) стабилизирующей формы отбора
Г) мутационного процесса

989. В направлении приспособления организмов к среде обитания действует
А) искусственный отбор
Б) естественный отбор
В) наследственная изменчивость
Г) борьба за существование

1013. С позиций эволюционного учения Ч. Дарвина любое приспособление организмов является результатом
А) дрейфа генов
Б) изоляции
В) искусственного отбора
Г) естественного отбора

1052. Насекомые-вредители приобретают со временем устойчивость к ядохимикатам в результате
А) высокой плодовитости
Б) модификационной изменчивости
В) сохранения мутаций естественным отбором
Г) искусственного отбора

1133. Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют
А) движущим
Б) методическим
В) стабилизирующим
Г) массовым

1134. Основу естественного отбора составляет
А) мутационный процесс
Б) видообразование
В) биологический прогресс
Г) относительная приспособленность

1250. Основным результатом эволюции является
А) приспособленность организмов к среде обитания
Б) колебание численности популяций
В) уменьшение числа популяций вида
Г) борьба за существование между особями одного вида

1558. Причина борьбы за существование
А) изменчивость особей популяции
Б) ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение особей
В) природные катаклизмы
Г) отсутствие приспособлений у особей к среде обитания

1560. К чему приводит усиление в природной популяции мутационного процесса
А) повышению эффективности естественного отбора
Б) повышению интенсивности круговорота веществ
В) увеличению численности особей
Г) совершенствованию саморегуляции

1564. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у особей к среде обитания, направляющий характер имеет
А) естественный отбор
Б) искусственный отбор
В) изоляция
Г) борьба за существование

1565. Несмотря на появление мутаций в популяции, борьбу за существование между особями новый вид не может возникнуть без действия
А) искусственного отбора
Б) движущего естественного отбора
В) механизма саморегуляции
Г) стабилизирующего естественного отбора

1566. Естественный отбор - это
А) сложные отношения между организмами и неживой природой
Б) процесс сохранения особей с полезными им наследственными изменениями
В) процесс образования новых видов в природе
Г) процесс роста численности популяции

1568. Действие естественного отбора приводит к
А) мутационной изменчивости
Б) сохранению полезных для человека признаков
В) случайному скрещиванию
Г) возникновению новых видов

1569. Образование новых видов в природе происходит в результате
А) стремления особей к самоусовершенствованию
Б) сохранения человеком особей с полезными для него наследственными изменениями
В) сохранения естественным отбором особей с полезными для них наследственными изменениями
Г) сохранения естественным отбором особей с разнообразными ненаследственными изменениями

1570. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора
А) сохранение старых видов
Б) изменение нормы реакции
В) появление новых видов
Г) сохранение особей с измененными признаками

1572. Каковы причины многообразия видов в природе
А) сезонные изменения в природе
Б) приспособленность организмов к среде обитания
В) наследственная изменчивость и естественный отбор
Г) модификационная изменчивость и искусственный отбор

1579. Результатом эволюции является
А) наследственная изменчивость
Б) борьба за существование
В) многообразие видов
Г) ароморфоз

1685. К результатам эволюции относят
А) борьбу за существование и естественный отбор
Б) приспособленность и многообразие видов
В) мутационную и комбинативную изменчивость
Г) модификационную и коррелятивную изменчивость

1745. Новые виды в природе возникают в результате взаимодействия
А) приспособленности организмов и искусственного отбора
Б) ненаследственных и сезонных изменений в природе
В) наследственной изменчивости и естественного отбора
Г) ненаследственной изменчивости и колебаний численности популяций

1746. Благодаря какой форме отбора сохранились в природе кистепёрые рыбы
А) методической
Б) движущей
В) стабилизирующей
Г) разрывающей

1771. При длительном сохранении относительно постоянных условий среды в популяциях вида
А) возрастает число спонтанных мутаций
Б) проявляется стабилизирующий отбор
В) проявляется движущий отбор
Г) усиливаются процессы дивергенции

1850. Стабилизирующий отбор, в отличие от движущего
А) способствует сохранению особей с модификационными изменениями
Б) способствует сохранению особей со средним значением признаков
В) ведет к возникновению гетерозиса у растений и животных
Г) ведёт к появлению новых видов растений и животных

2003. Естественному отбору приписывают творческую роль в эволюции
потому, что он

А) вызывает случайные разнообразные мутации
Б) стихийно отбирает только полезные признаки
В) направленно сохраняет наиболее приспособленных особей
Г) вызывает направленные полезные мутации

2068. К результатам эволюции относится
А) изменчивость организмов
Б) наследственность
В) приспособленность к условиям среды
Г) естественный отбор наследственных изменений

2131. К результатам эволюции относят
А) дрейф генов
Б) наследственную изменчивость
В) популяционные волны
Г) многообразие видов

2174. Приспособления организмов относительны, так как
А) в популяции происходит саморегуляция
Б) условия среды обитания организмов изменчивы
В) организмы стремятся к самомовершенствованию
Г) в популяции происходят мутации

2230. Сохранение в процессе эволюции особей с полезными в определенных условиях признаками - это
А) результат конвергенции
Б) результат дрейфа генов
В) результат естественного отбора
Г) проявление популяционных волн

Место занятия в системе уроков: согласно календарно-тематическому планированию – это второй урок по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции».

Тип учебного занятия: изучение новой темы.

Цель: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса.

Задачи:

  • Раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп.
  • Дать оценку биогенетического закона Ф. Мюллера и Э. Геккеля как эмбриологического доказательства.
  • Выяснить значение ископаемых переходных форм для науки как палеонтологические доказательства, изучить сравнительно-анатомические доказательства эволюции.

Оборудование: рельефная таблица “Сравнение зародышей хордовых животных”, раздаточный материал “Ископаемые остатки и отпечатки растений и животных”, таблицы, рисунки, презентация, карта зоогеографических зон.

План урока:

I. Проверка знаний учащихся (письменный опрос – тест, фронтальный опрос).
II. Изучение нового материала в виде представленных презентаций по заданиям-проектам:
1) Эмбриологические доказательства эволюции (рассказ, презентация)
2) Сравнительно-анатомические доказательства (рассказ, слайды презентации, введение новых терминов, запись в тетради)
3) Палеонтологические доказательства (рассказ, презентация)
4) Биогеографические доказательства (рассказ с использованием карты зоогеографических зон)
5) доказательства единства происхождения органического мира.
III. Закрепление
IV. Д/з: конспект, термины наизусть, § 43.

ХОД УРОКА

I. Фронтальный опрос по д/з (8 мин):

Жизнь и деятельность Ч. Дарвина.

1. Кто сыграл большую роль в формировании научного мировоззрения молодого Ч. Дарвина? (Английский геолог Чарльз Лайель «Принципы геологии»).
2. Что стало решающим поворотом в судьбе Дарвина? (Кругосветное путешествие на корабле «Бигль» (1832-1837)) .
3. Что произвело самое сильное впечатление в ходе путешествия? (Открытие гигантских ископаемых животных, которые были покрыты панцирем, сходным с панцирем современных броненосцев; то обстоятельство, что по мере продвижения по материку Южной Америки близкородственные виды животных замещают одни других; тот факт, что близкородственные виды различных островов Галапагосского архипелага незначительно отличаются друг от друга.)
4. Какой самый важный вопрос пытается решить Дарвин после путешествия? (Поразительную приспособленность растений и животных к условиям их обитания).
5. К какому выводу приходит Дарвин после исследований в 1838 году? (Идея о происхождении видов путем естественного отбора).
6. Как называется основной труд Дарвина и в каком году он был опубликован? (1859 год, «Происхождение видов путем естественного отбора»).
7. Кто в России переводил книгу Дарвина? (Русский палеонтолог В.О.Ковалевский).

Основные принципы эволюционной теории.

8. В чем причина многообразия живых организмов? (Индивидуальная наследственная изменчивость в ходе исторического развития).
9. Какой способностью обладают все живые организмы? (К быстрому увеличению численности).
10. Что является главными движущими силами эволюции? (Борьба за существование и естественный отбор).
11. Что является результатом действия борьбы за существование и естественного отбора? (Приспособленность организмов к условиям окружающей среды).
12. Какие признаки могут наследоваться? Какие признаки сохраняет естественный отбор? (Могут наследоваться как благоприятные, так и неблагоприятные признаки. Сохраняются полезные к данным условиям среды. )
13. К чему в конечном итоге приводит естественный отбор? (К видообразованию).
14. Что является результатом действия искусственного отбора? (Многообразие пород животных, сортов растений) .
15. В чем заключается главный механизм эволюции? (Постепенный естественный отбор случайных ненаправленных наследственных изменений).

Задание: Решите тест: (ответы: 1 б; 2 б, в, г, д; 3 в, 4-разными видами пищи)

1. Причиной образования новы видов, по Дарвину, является:

а) борьба за существование
б) постепенное расхождение в признаках у особей одного, вида
в) неограниченное размножение

2. Выберите.правильные утверждения:

а) Между современными и ископаемыми видами не существует родственных связей.
б) Между островными и, континентальными формами.можно обнаружить определенное сходство, свидетельствующее об их родстве
в) Причиной действия естественного отбора является борьба за, существование
г) Новые виды возникают в результате расхождения признаков у особей одного вида.
д) Естественному отбору подвергаются фенотипически проявившиеся мутации.
ж) По наследству передаются мутационные и модификационные изменения.

3. Естественным отбором называется:

а) борьба за существование.
б) выживание и размножение сильнейших особей.
в) выживание и размножение наиболее приспособленных особей.

4. На Галапагосских островах живет несколько видов вьюрков, отличающихся формой.клюва. Чем могут быть вызваны такие отличия у этих птиц?

2. Изучение новой темы

Используемая технология: проектное обучение (практико-ориентированный проект)

Проблема: «Какими фактами обладает современная наука доказывающая эволюционное происхождение органического мира?»

Методы: проблемно-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: работа в группах, представление проектов, ученикиделают записи по выступлению всех групп, обсуждают проблемные вопросы, отвечают на поставленные вопросы, заполняют таблицу(на доске и в тетрадях), делают выводы.

Гипотеза: современная наука обладает многими фактами, доказывающими существования эволюционного процесса.

1 группа : Эмбриологические доказательства (рассказ, Презентация 1 ).
2 группа : Доказательства единства происхождения органического мира (рассказ, Презентация 1 )
3 группа : Палеонтологические доказательства (рассказ, Презентация 2 )
4 группа : Сравнительно-анатомические (морфологические) (рассказ, Презентация 3 )
5 группа : Биогеографические (рассказ, Презентация 4 )

1. Эмбриологические доказательства эволюции

Цель: Сформировать умения использовать данные эмбриологии для доказательства эволюции.
Эмбриология – это наука о зародышевом развитии организма.
Фундамент эволюционной сравнительной эмбриологии был заложен А.О.Ковалевским и И.И.Мечниковым.
Эмбриологические доказательства доказывают степень родства на основе зародышевого развития организма. К данным эмбриологии, являющимися доказательствами эволюции, относят: Закон зародышевого сходства Карла Бэра(1828 г), Биогенетический закон Геккеля-Мюллера, (Приложение 1 )

2. Доказательства единства происхождения органического мира.

Цель: выявить сходства в строении и функционировании живых организмов как результат общности происхождения. Сформировать умения использовать данные молекулярной биологии для доказательства эволюции.

Задание: выслушать выступление– проект и дополнительную информацию. Выпишите доказательства данной группы в тетрадь.

Доказательств единства происхождения органического мира на Земле:

1) растения, животные, грибы и бактерии имеют общий элементарный состав;
2) единство живого на молекулярном уровне, выражающееся прежде всего в наличии у всех живых существ белков и нуклеиновых кислот;
3) сходство способа функционирования биологическихмолекул (генетическое кодирование, транскрипция, трансляция, репликация ДНК, гликолиз и др.);
4) всеобщность клеточного строения и сходства строения клеток организмов разных царств органического мира;
5) единство функционирования клеток, проявляющееся в процессах митоза, мейоза, оплодотворения и др.

Молекулярные доказательства эволюции.

К данной группе доказательств относятся следующие:

а) Биохимические – принципиальное сходство химического состава внутриклеточной среды у разных организмов.

б) Генетические (молекулярные) – сходство количества хромосом и их генного состава у родственных форм организмов.

Все организмы на молекулярном уровне имеют ДНК и РНК
Содержат белки, состоящие из 20 аминокислот.
Универсальным является генетический код и репликация ДНК.
Синтез белков по единой схеме: транскрипция – трансляция
В качестве молекул– аккумуляторов большинство используют АТФ.

в) Цитологические – сходство строения клеток и их функционирования у представителей родственных групп организмов.

3. Сравнительно-морфологические доказательства (Приложение 2 )

Цель: Сформировать умения использовать данные сравнительной анатомии для доказательства эволюции.

Задания: Приведите примеры сравнительно-морфологических доказательств.

1. Наличие в современной флоре и фауне переходных форм – …
2. Наличие в пределах класса, типа гомологичных органов – …
3. Наличие рудиментов – …
4. Наличие атавизмов – …
5. Примеры аналогичных органов – …

Работа с терминами.

Цель: Закрепить основные биологические понятия по теме. Определить уровень знаний по изученной теме.

Задание: 1. Выписать понятия: Эмбриология, Закон зародышевого сходства, Биогенетический закон, онтогенез, филогенез, гомологичные органы, аналогичные органы, рудименты, атавизмы.

Задание: 2. Распределите данные биологические объекты на 4 группы: аналоги, гомологи, атавизмы и рудименты.

1. Корень и корневище
2. Конечности крота и медведки
3. Крыло птицы и бабочки
4. Лапы тигра и крота
5. Усики гороха и винограда
6. Клешни речного рака и краба
7. Ловчие листья росянки и напестеса
8. Жабры рака и рыбы
9. Колючки боярышника и барбариса
10. Крылья летучей мыши и рука человека
11. Тазовые кости китов
12. Трехпалость лошадей
13. Волосатый человек
14. Недоразвитфе глаза крота
15. Отсутствие зубов у муравьеда
16. Хвост у человека
17. Аппендикс у человека
18. Многососковостьу человека
19. Крылья у не летающей киви
20. Тазовые кости у змей

4. Палеонтологические доказательства

Цель: Сформировать умения использовать данные палеонтологии для доказательства эволюции.

Палеонтология – это наука о животных и растениях прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам. Термин был предложен в 1822 г. А.Бленвилем. Основы современной эволюционной палеонтологии заложил В.О.Ковалевский. Палеонтология представляет следующие данные в пользу эволюции:

Сведения об ископаемых переходных формах , которые не дожили до наших дней и присутствуют только в виде ископаемых останков. Примерами ископаемых переходных форм являются: древние кистеперые рыбы, семенные папоротники, псилофиты, зверозубый ящер, археоптерикс и др. Существование переходных форм между различными типами и классами показывает, что постепенный
характер исторического развития свойственен не только низшим систематическим категориям (видам, родам, семействам), но и высшим категориям и что они также являются закономерным результатом эволюционного развития. Переходные формы – это формы, сочетающие признаки древних и более молодых групп высокого систематического ранга.

Сведения о филогенетических рядах , которые не только показывают изменения в процессе эволюции, но и позволяют узнать причину эволюции отдельных групп организмов. Например: история развития лошадей в ходе приспособления к жизни в степной равниной местности. Филогенетические ряды убедительно показывают, что эволюция в целом носит приспособительный характер.

Ответьте на вопросы:

1) Как, по палеонтологическим данным, происходила смена форм животных и растений во времени?

2) Укажите переходные формы:

рыбы … земноводные
споровые папоротники … голосеменные
земноводные … пресмыкающие
пресмыкающие … млекопитающие
пресмыкающие … птицы
одноклеточные растения … одноклеточные животные

3) Как называется ряд живых организмов, последовательно сменяющих друг друга и свидетельствующий о существовании эволюционного процесса.

5. Биогеографические доказательства

Цель: Сформировать умения использовать данные биогеографии для доказательства эволюции.

Биогеография – наука о закономерностях распространения по земному шару живых организмов. К данным биогеографии, являющимися доказательствами эволюции, относятся следующие:

1. Особенности распространения животных и растений по разным континентам.
2. Особенности фауны и флоры островов также свидетельствуют в пользу эволюции.

Ответьте на вопросы:

1) Какой ученый привел все сведения о распространении животных и растений в систему и выделил шесть биогеографических областей?
2) Назовите эти области.
3) Чем объясняется наличие многих общих черт или напротив их незначительность у флоры и фауны разных зон?
4) Какой можно сделать вывод о связи континентов и родстве их живых организмов?
5) От чего зависят различия флоры и фауны материковых островов и ближайшего континента?
6) Чем отличается органический мир океанических островов?

Работа с терминами.

Цель: закрепить умения использовать и понимать биологические понятие по теме.

Задание: Выписать в тетрадь понятия: геном, транскрипция, трансляция, биогеография, палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы. (Приложения 3 )

«Палеонтологические и биогеографические доказательства эволюции»

III. Закрепление

Цель: определить уровень знаний по изученной теме.

Решить тест:

1. Аналогичными органами у растений являются:

Корень и корневище (а);
Лист и чашелистик (б);
Тычинки и пестик (в).

2. К дивергенции признаков у организмов приводят:

Модификации (а);
Комбинации (б);
Мутации (в).

3. Разнообразие вьюрковых птиц есть результат:

Дегенерации (а);
Ароморфоза (б);
Дивергенции (в).

4. Переходной формой между земноводными и рептилиями были:

Стегоцефалы (а);
Динозавры (б);
Зверозубые рептилии (в).

5. Впервые семенами стали размножаться:

6. Переходной формой между рептилиями и птицами является:

Птеродактиль (а);
Иностранцевия (б);
Археоптерикс (в).

7. Кто обнаружил последовательные ряды ископаемых форм лошадиных?

В.О. Ковалевский (а);
А.О. Ковалевский (б);
Карл Бэр (в).

IV. Подведение итогов урока, домашнее задание

1. Оцените свою работу на уроке.
2. Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке: выполнить творческое задание: сообщение «Вклад А.Н. Северцова в развитие биогенетического закона».
3. Выучить записи в тетради и § 43 (1,2).
4. По выбору учителя часть учащихся сдают тетради для проверки.

Результаты полногеномного секвенирования 120 вьюрков, населяющих Галапагосские острова, позволили выяснить, за счет чего форма клюва этих птиц адаптировалась к разным видам пищи.

У всех ученых-биологов есть любимые модельные системы: к примеру, молекулярные биологи исследуют активность генов с помощью люциферазы светлячка, потому что по ее свечению сразу видно, в каких клетках работает интересующий ученых генетический элемент. Нейробиологи изучают свойства крупных нервных клеток моллюсков, потому что с ними удобно работать, а генетики исследуют наследственность на мушках-дрозофилах, у которых удобно контролировать скрещивание и быстро сменяются поколения. Биологи, которые исследуют эволюцию, тоже обладают любимыми модельными системами, хотя их «рабочие установки» несколько более масштабны. Самая известная «лаборатория» исследователей эволюции - Галапагосские острова , населяемые несколькими видами вьюрков . Эти птицы очень похожи между собой во всем, кроме формы клюва. Еще Дарвин предположил, что эти виды произошли от одного предка, который когда-то заселил острова, а затем виды разделились, поскольку птицы приспосабливались к разным видам пищи - к семенам, насекомым или нектару (рис. 1). Дарвина поразило, что эти птицы, так похожие на обитателей американского континента, все же представляют собой отдельные виды, специфические именно для Галапагосских островов, и к тому же, по-видимому, адаптировавшиеся к разным нишам в новой среде обитания. Эти наблюдения развили в нем интерес к идее об изменении видов. Надо сказать, что Дарвину повезло с возможность попасть на острова, поскольку, как мы сейчас знаем, специализация в таких изолированных сообществах происходит быстрее, и Дарвину посчастливилось увидеть действительно выразительный пример, когда птицы разных видов были явно похожи, но их клювы «заточились» под определенный вид пищи.

Рисунок 1. Форма клюва Галапагосских вьюрков приспособлена к питанию определенной пищей.

С XIX века возможности исследователей эволюции существенно расширились - теперь они не ограниченны анализом внешних признаков. К изучению классической системы Галапагосских островов теперь можно подойти со всем арсеналом новых методов. В частности, можно определить генотипы большого количества вьюрков, и посмотреть, что отличает их на уровне ДНК. Сравнивая количество отличий в ДНК у представителей разных видов птиц, можно построить схему расхождения их видов и выяснить, соответсвует ли она нашим представлениям об приспособлении птиц к разным экологическим нишам островов.

Ранее такие деревья расхождения видов вьюрков уже строились, но тогда ученые ограничивались лишь скромным сравнением их митохондриальной ДНК или отдельных ядерных маркеров. Митохондриальная ДНК, во-первых, представляет собой лишь незначительную часть всей ДНК клетки, а во-вторых, не содержит в себе информации об изменениях, которые непосредственно повлияли на форму клюва. ДНК митохондрий содержит лишь часть информации о белках этих клеточных органелл, а все гены, которые отвечают за внешние признаки организма, находятся в ядре клетки. Если ДНК митохондрий пары видов на данный момент отличается сильнее, чем ДНК митохондрий другой пары видов, можно думать, что первая пара видов произошла от общего предка раньше, чем вторая, поскольку различия в ДНК видов, которые перестали скрещиваться, со временем накапливаются. Однако, конечно, хочется знать и конкретные гены, которые привели к разделению видов, а не просто случайные мутации, которые накопились в ДНК со временем. Поэтому на этот раз ученые проанализировали полные последовательности ДНК 120 птиц, представляющих все виды вьюрков Галапагосских островов . Они нашли все различия в ДНК, характерные для разных видов птиц, и среди отличающихся фрагментов нашли гены, которые могут влиять и на форму клюва. Так наконец мы подошли к самому механизму, который позволил потомкам одного вида птиц приспособиться к разным экологическим нишам островов и создать настоящее разнообразие.

В целом получившаяся таксономия оказалась сходной с ранее построенными, хотя по данным полных геномов оказалось, что один из видов, выделявшихся ранее, на самом деле нужно разделить на три (рис. 2). Полученные данные позволили восстановить некоторые подробности эволюционной истории вьюрков Галапагосских островов. По данным полных геномов птиц, первое разделение видов произошло 900 тыс. лет назад. Разделение на земляные и древесные виды началось 100–300 тыс. лет назад и было довольно быстрым. Между некоторыми видами обнаружился поток генов, то есть, скрещивания могли иногда происходить и после разделения видов. После разделения по средам обитания (земляные и древесные виды) поток генов между видами одной среды обитания был ожидаемым образом сильнее, чем между видами разных сред обитания.

Рисунок 2. Таксономия Галапагосских вьюрков на основании данных о полных последовательностях геномов.

Но самым интересным было найти конкретные гены, которые сделали птиц на островах более разнообразными. Для этого ученые сгруппировали полученные последовательности ДНК по формам клюва их носителей и нашли, какие области ДНК характерны для обладателей клювов разной формы. Всего было найдено 15 областей генома, последовательности которых были более сходными у птиц с одинаковой формой клюва, и различались сильнее у птиц с разными клювами. Из них 6 регионов содержало гены, имеющие отношение к развитию лицевого отдела черепа и/или клюва у млекопитающих или птиц. Все эти гены потенциально могли быть ответственными за адаптацию формы клюва птиц к типу употребляемой пищи. Сильнее всего соответствовал форме клюва достаточно протяженный регион ДНК птиц, содержавший, в том числе, ген транскрипционного фактора ALX1 . Этот белок играет ключевую роль в миграции нервных клеток нервного гребня в ходе развития головы зародыша птицы. Ген ALX1 - отличный кандидат на главную роль в изменении формы клюва вьюрков. Но с формой клюва у птиц была связана не только последовательность этого гена, но и последовательности участков ДНК в протяженной области вокруг него (целых 240 тысяч нуклеотидов). Такую последовательность расположенных рядом и, как правило, наследуемых вместе элементов хромосомы называют гаплотипом . Особи с определенной формой клюва, как правило, обладали двумя копиями определенного гаплотипа этого участка. Гаплотипы, соответствовавшие тупой и заостренной форме клюва, возникли вскоре после первого разделения вьюрков на виды, и с тех пор накопили целых 335 различий. Некоторые из них изменяют места связывания транскрипционных факторов, некоторые изменяют аминокислотную последовательность белка ALX1, а некоторые, по-видимому, никак не проявляют себя. Интересно, что варианты гаплотипа могли варьировать и в пределах одного вида - так, у Geospiza fortis , у представителей которого форма клюва может отличаться, нуклеотидные замены в гене ALX1 были многочисленными и также ассоциировались с формой клюва.

Интересно, что вьюрки менялись в последний миллион лет и продолжают меняться и буквально на наших глазах. В 1986 году на островах была засуха, которая повлияла на количества и виды доступной пищи. В результате заостренные клювы стали более «выгодными» и более распространенными, в том числе, благодаря межвидовой гибридизации птиц. Оказалось, что близкие по генетических признакам виды вьюрков могут скрещиваться между собой, а получившиеся гибриды могут давать плодовитое потомство от представителей любого из родительских видов. Исследователи изучили генотипы вида Geospiza fortis с большим разнообразием клювов и генотипы гибридов этого вида с другими видами (Geospiza scandens и Geospiza andfuliginosa ), обладающими заостренными клювами. У гибридов G. fortis с G. scandens и G. andfuliginosa доля гаплотипов ALX1 , соответствовавших заостренному клюву, была выше. Это подтверждает, что найденный биоинформатическими методами участок генома действительно имеет отношение к определению формы клюва у разных видов птиц. По-видимому, «заимствование» более выгодного гаплотипа у других видов сыграло значительную роль в распространении заостренных клювов, которое помогало птицам приспособиться к меняющимся условиям жизни в последние десятилетия. В общем, эволюция продолжается.

Непереводимая игра слов.

Литература

  1. Как прочитать эволюцию по генам? ;
  2. Lamichhaney S., Berglund J., Almén M.S., Maqbool K., Grabherr M., Martinez-Barrio A., Andersson L. (2015). Evolution of Darwin’s finches and their beaks revealed by genome sequencing . Nature doi: 10.1038/nature14181..

Зачетные работы

по разделам «Общей биологии»

Выполнила

учитель биологии

МОУ СОШ №3

г. Горячий Ключ

Лихолетова Л. А.

2006 г.

Зачетная работа по теме

«Эволюция»

Вариант I

Задание 1 Тест

1. Ароморфозом у покрытосеменных растений является:

а) наличие семени; б) цветок; в) наличие вегетативных органов;

2. Аналогичными органами являются конечности:

а) крота и медведки; б) крота и утки; в) крота и собаки;

а) плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

б) сами одуванчики вытесняют друг друга;

в) растения гибнут от сильных морозов и засухи.

4. К дивергенции признаков у организма приводят:

а) модификации; б) комбинации; в) мутации.

5. Идиоадаптацией у растений является:

а) приспособления к опылению; б) размножение семенами; в) появление цветков.

6. Гомологичными органами у животных являются:

а) крыло птицы и бабочки; б) лапы тигра и крота; в) конечности таракана и лягушки.

7. Филогенетическим признаком у позвоночных являются:

а) бластула; в) покровительственная окраска; в) насекомоядность.

8. Основной причиной борьбы за существование являются:

а) возможностьбеспредельно размножаться; б) наследственная изменчивость;

в) ограниченность территории и пищи.

9. Предупреждающую окраску имеет:

а) божья коровка; б) стрекоза; в) бабочка-белянка.

10. Разнообразие вьюрковых птиц есть результат:

а) дегенерации; б) ароморфоза; в) дивергенции.

а) дегенерации; б) ароморфоза; в) идиоадаптации.

12. Конвергенция признаков наблюдается у:

а) акулы и кита; б) волка и лисицы; в) мыши и зайца.

13. Ароморфозом у растений являются:

а) появление плодов; б) видоизменение листа в колючки; в) видоизменение побега.

14. Главной движущей силой эволюции является:

а) изменчивость; б) наследственность; в) естественный отбор.

15. Какие виды находятся в состоянии биологического регресса?

а) колорадский жук; б) крыса серая; в) уссурийский тигр.

Задание 2.

В результате какой главной движущей силы эволюции произошел процесс усложнения сердца и кровообращения у позвоночных?

Задание 3.

Что из перечисленного относиться к ароморфозам, идиоадаптации, дегенерации?

1. отсутствие конечностей у змей;

2. отсутствие корней у повилики;

3. молочные железы у млекопитающих;

4. образование ластов у моржей;

5. отсутствие пищеварительной системы у цепней;

6. появление фотосинтеза;

7. появление органов и тканей;

8. возникновение хлорофилла;

9. донный образ жизни рыб;

10. появление зацепок на плодах лопуха и череды.

11. покровительственная окраска у насекомых.

Задание 4.

Завершите предложение, впишите необходимые термины.

Зачетная работа по теме

«Эволюция»

Вариант II

Задание 1 Тест

1. Ароморфозом у позвоночных животных является:

а) форма тела; б) два круга кровообращения; в) две пары конечностей.

2. Аналогичными органами у растений являются:

а) корень и корневище; б) лист и чашелистик; в) тычинка и пестик.

3. К внутривидовой борьбе за существование относиться:

4. Конвергенция признаков наблюдается у:

а) мыши и зайца; б) акулы и кита; в) волка и лисицы.

а) превращение листов кактуса в колючки; б) утрата органов пищеварения у плоских червей; в) возникновение теплокровности.

6. Гомологичными органами являются:

а) рука человека и передняя конечность лошади; б) роющие конечности медведки и крота; в) жабры рыбы и речного рака.

7. Исчезновение динозавров связано с:

а) общей дегенерацией; б) биологическим прогрессом; в) биологическим регрессом.

8. Приспособительная окраска, позволяющая незащищенному организму походить на защищенную особь называется:

а) мимикрией; б) маскировкой; в) предупреждающей.

9. Форма и окраска тела палочника являются:

а) мимикрией; б) предупреждающей; в) маскировкой.

10. Форма естественного отбора, приводящая к раскалыванию вида на две различные популяции называется:

а) движущей; б) стабилизирующей; в) дизруптивной.

11. Угнетение культурных растений сорными связано с:

а) внутривидовой борьбой; б) межвидовой борьбой; в) борьбой с условиями среды.

12. Кто обнаружил последовательные ряды ископаемых форм лошадей?

а) Карл Бэр; б) Ч. Дарвин; в) В.О. Ковалевский.

13. Какое из названных приобретений животных можно считать ароморфозом?

а) утрата шерстяного покрова слонами; б) появление яиц пресмыкающихся и их развитие на суше; в) удлинение конечностей лошади.

14. Элементарной единицей эволюции с позиции синтетической теории эволюции является:

а) вид; б) отдельные особи; в) популяция.

15. В состоянии биологического прогресса находится вид:

а) зубра; б) черный журавль; в) домовой воробей.

Задание 2.

Почему археоптерикс считают палеонтологическим доказательством?

Задание 3.

Задание 4.

Завершите предложения, впишите необходимые термины:

  1. Движущими силами эволюции являются: 1) наследственная изменчивость; 2)__________3)___________
  2. Форма естественного отбора, поддерживающая постоянство средней нормы - ____
  3. Расхождения признаков в пределах вида, популяции в процессе естественного отбора - _____________
  4. Историческое развитие организмов - ___________
  5. Возникновение приспособленности, увеличение численности, расширение ареала вида - __________
  6. Органы, возникающие в результате конвергенции, выполняющие одинаковые функции, но имеющие разное происхождение - ____________
  7. Повышение уровня организации организмов в ходе эволюции - __________

Основы экологии

(зачет с использованием игровых элементов)

Класс разбит на команды.

1 тур. «Исправь ошибки»

Схемы выполнены на доске. Один человек – представитель группы, выходит и исправляет допущенные ошибки.

а) Поток энергии в биогеоценозах.

Продуценты


РедуцентыКонсументы

б) Цепи питания (на магнитной доске)

пшеница

волк


Мышь

в)Факторы среды

биотические абиотические антропогенные

давлениевлияние человекахищничество

светна среду обитаниясимбиоз

температураи организмынейтрализм

2 Тур. «Поставь на место»

Каждой группе выдаются листки со списком терминов, напечатанных подряд которые необходимо распределить по соответствующим темам. Для этого их можно определенным образом помечать или выписывать в три столбика.

Темы: «Факторы среды», «Биотические факторы», «Экосистемы».

Термины: абиотический фактор; ограничивающий фактор; предел выносливости; ультрафиолетовые лучи; гомойотермные организмы; толерантность; экологическая ниша; анабиоз; зимняя спячка; зимний покой; мониторинг; автотрофы; гетеротрофы; биомасса; биоценоз; пищевая цепь; цепь питания; сеть питания; сукцессия; экологическая пирамида; фитопланктон; биогеоценоз; продуценты; редуценты; квартиранство; нахлебничество; хищничество; нейтрализм; аменсализм.

3 Тур. «Выбери правильный ответ»

Каждый ученик получает листок с заданием и работает индивидуально.

1. Назовите устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы, литосферы:

а) биоценоз;

б) биогеоценоз;

в) популяция.

2. Какие организмы называются гетеротрофными:

а) потребители готовых органических веществ;

б) «производители» органических веществ;

в) хемотрофы.

3. Какие называется форма взаимодействия организмов, при которой оба или один партнер извлекаютпользу от совместного проживания:

а) симбиоз;

б) нейтрализм;

в) анабиоз.

4. Назовите основную форму взаимодействия особей разных видов в биогеоценозах:

а) пищевые взаимоотношения;

б) участие одного вида в распространении другого;

в) отношения, связанные с формированием среды обитания.

5. Как называется ряд взаимосвязей видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему:

а) цепь питания;

б) популяция;

в) вариационный ряд.

4 Тур. «Работа с сигнальными карточками»

Учащиеся отвечают на вопросы, поднимая карточки (синий цвет – «нет», красный – «да»). Консультант и учитель проверяет правильность ответов.

1. Реакция организмов на длину светлого дня называется фотопериодизмом.

2. Термин «экология» предложил Геккель.

3. Все растения являются автотрофными организмами.

4. В детритных цепях отсутствуют консументы.

5. Выпадение только одного пищевого звена может привести к гибели биогеоценоза.

6. Тропический лес является самой продуктивной экосистемой.

7. Первичная сукцессия происходит при заселении участка почвы, не занятого растениями.

8. С одного пищевого уровня на другой переходит 50% энергии и биомассы.

9. Наиболее подверженный влиянием окружающей среды компонент экосистемы – микроорганизмы.

5 Тур. «Работаем группой»

Ответы на вопросы учащиеся готовят в группах коллективно.

1. а) перечислите основные экологические факторы;

б) почему круговорот веществ в биогеоценозе составляет основу жизни?;

в) какой термин лишний в ряду: продуценты, консументы, гетеротрофы, редуценты;

2. а) приведите примеры фотопериодических реакций у растений и животных;

б) какие связи лежат в основе существования биогеоценоза? Приведите примеры.

в) из двух списков выберите пары соответствующих друг другу терминов:

Абиотический фактор, биотический фактор, экологическая пирамида;

Симбиоз, фотопериодизм, 10% биомассы и энергии.

3. а) что такое ограничивающий фактор?;

б) что нужно знать для характеристики биогеоценоза?;

в) приведите примеры потребителей органического вещества на разных трофических уровнях.

4. а) какова роль ультрафиолетовых и инфракрасных лучей в жизни живых организмов?;

б) что называется сукцессией?;

в) какая доля запасенной в органических веществах энергии теряется при переходе на следующий трофический уровень?

5. а) что такое биологический уровень?;

б) какая экологическая закономерность связана с названием и превращением энергии в цепях питания?;

в) какой термин лишний в ряду: симбиоз, хищничество, мутуализм, квартиранство?

6. а) какова причина анабиоза у животных?;

б) в чем сходство и различие пастбищных и детритных цепей питания;

в) приведите примеры пищевой цепи.

6 Тур. «Модели биогеоценозов»

Каждой группе выдаются в конвертах наборы карточек с изображением видов растений и животных, обитающих в разных сообществах («Поле», «Тундра», «Луг», «Дубрава»). Необходимо составить из них правильные цепи питания, например:

Пшеницаполевка лисица

Пшеницасуслик канюк

Дуб (лист)дубравный шелкопрядиволгаястреб

Дуб (лист)кабанволк

Ягельсеверный оленьволк

Береза карликовая заяцполярная сова

7 Тур. «Вопросы повышенной сложности»

1. В круговороте веществ в биосфере включены практически все химические элементы. Однако вещества, состоящие из тех же элементов, но выпускаемые химической промышленностью, не могут быть включены в этот круговорот. Почему?

2. Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют травинки. Объясните, почему этого нельзя делать?

3. В одном из районов американского штата Колумбия при борьбе с вредными насекомыми многократно использовались сильнейшие химикаты. Через некоторое время выяснилось, что в ближайших реках полностью исчезли лососи. Почему?

8 Тур. «Кроссворд»

Используются простые кроссворды – дается одно слово, а ребята дописывают термины, относящиеся к теме «Основы экологии».

Результаты данного тура не оцениваются. Во время его выполнения консультант вместе с преподавателем проверяют выполнение предыдущих заданий и выставляют отметки.

Например:

Примеры близких видов, заметно отличающихся по общим размерам и по величине клюва, весьма обычны среди наземных птиц других океанических островов.

Так, на острове лорда Гоу, близ Австралии, встречаются два вида белоглазки, Zosterops, заметно отличающиеся по этим двум признакам; на соседнем острове Норфольк обитают три вида белоглазок - большая, средняя и малая (Мэтьюс, 1928; Штреземанн, 1931), напоминая три вида Geospiza Галапагосских островов. На острове Найтингель (группа Тристан да Кунья) встречаются два вида вьюрков Nesospiza, отличающихся главным образом по общим размерам и по величине клюва (Лоу, 1923). Два аналогичных примера обнаружены на острове Кауаи (Гавайский архипелаг), где встречаются большой и малый виды дрозда Phaeornis и цветочницы Chlorodrepatiis (Перкинс, 1903). Дальнейшие примеры приводятся в другой моей работе (Лэк, 1944а).

Подобные случаи нередки и среди континентальных птиц. В Европе большая и малая камышевки, Acrocephalus arundinaceus и A. scirpaceus, размножаются бок о бок в тростниковых зарослях, тогда как большой, средний и малый пестрые дятлы, Dryobates major, D. medius и D. minor, дают еще один пример трех видов, живущих совместно в одном и том же местообитании и отличающихся прежде всего по размерам. Два вида Oryzoborus Южной Америки отличаются друг от друга по размерам клюва почти столь же значительно, как большой и средний земляные вьюрки Галапагосских островов. Большой и малый виды тимелий, Garrulax pectoralis и G. moniliger, встречаются совместно по всей Бирме и Индо-Китаю (Майр, 1942). Подобные примеры можно найти не только среди певчих птиц, но и в других группах, как хищные птицы, поганки, чайки, крачки и многие другие.

Гекели (1942), приводящий много других примеров этого рода, является, по-видимому, единственным ученым, уже высказавшим мнение, что эти различия в размерах связаны прежде всего с различиями в пище. Он останавливается на двух британских соколах - небольшом дербнике, Falco columbarius, и более крупном сапсане, F. peregrinus; первый охотится главным образом за мелкими птицами, а второй - за крупными. Он мог бы, вероятно, добавить к ним третий вид - пустельгу, F. tinnunculus, - промежуточный по размерам между дербником и сапсаном и отличающийся по пище от них обоих; пустельга охотится главным образом за мелкими грызунами и отличается, кроме того, по способам охоты. Подобный же пример представляют три вида крачек, размножающихся в одних и тех же местах на восточном побережье Англии, - небольшая Sterna albifrons, средняя S. hirundo и крупная S. sanvidensis. Гекели приводит некоторые наблюдения Гаузе (1934) над колонией этих птиц на Черном море; данные Гаузе показывают, что эти птицы, питаясь в море и имея сходные способы питания, отличаются, однако, тем, что добывают себе пищу на различном расстоянии от берега, причем их пища, по всей вероятности, отличается по размерам, так что борьба между этими тремя видами отсутствует. В колониях крачек на Черном море встречается также и четвертый вид, Gelochelidoti nilotica, питающийся на суше наземными насекомыми.

Перкинс (1903) на острове Кауаи (Гавайский архипелаг) также обнаружил различия в способах добывания пищи между малым и большим видами дрозда, Phaeornis, и медососа, Chlorodrepanis. Гаген (1940) сообщает, что на острове Найтингель более крупный вид рода Nesospiza питается орехами на деревьях, тогда как более мелкий вид питается травянистыми растениями. В сельских местностях Англии встречаются два вида голубей, Colamba palumbus и С. oenas, и М. К. Колькгун сообщил мне, что, согласно данным Британского орнитологического треста, эти два вида питаются в общем различной пищей.

Особенно яркий пример представляют собой клесты, Loxia, северной Европы: L. leucoptera, имеющий небольшой клюв, кормится главным образом мягкими шишками лиственницы; обыкновенный, средних размеров L. curvirostra питается еловыми шишками, а толстоклювый Loxia pytyopsittacus - твердыми сосновыми шишками. Когда L. curvirostra берет сосновые шишки, он справляется с ними менее удачно, чем L. pytyopsittacus (Нитгаммер, 1937; Лэк, 1944).

Если бы мы имели больше сведений о питании птиц, число подобных примеров, вероятно, можно было бы значительно увеличить. Однако и приведенные примеры достаточно хорошо иллюстрируют высказанное в предыдущем разделе мнение о том, что, как правило, близкие виды, заметно отличающиеся по размерам клюва, склонны отличаться и по характеру пищи.

Значение того обстоятельства, что подобные случаи чаще всего наблюдаются среди видов, занимающих одно и то же местообитание, уже отмечалось.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .