Осознанные и неосознанные мотивы. Сидоренко Е.В

Мотив - это побуждение к действию, наравленное на удовлетворение потребности.

Мотивы бывают двух видов:

    Осознанные – интерес, идеал, убеждение.

    Неосознанные – внушаемость, влечение, установка.

Осознание своих мотивов приводит человека к постановке целей. В реальных соотношениях мотивов и целей возникает смыслообразующая функция мотива (отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности и цели образует личностный смысл деятельности). Мотивы в поведении человека выполняют 2 функции: побуждающая функция (внутреннее побуждение к деятельности) и смыслообразующая функция.

К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеж­дения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений - они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения (из-за верности сво­им убеждениям люди даже вдут на смерть).

Интерес – это побуждение к действию, направленное на удовлетворение познавательной потребности личности.

Интересы – эмоциональное проявление познавательной потребности личности. Некоторые авторы трактуют данное понятие более широко: интерес – это специфическое отношение личности к объекту в силу его эмоциональной привлекательности или жизненной значимости. Критерии классификации интересов:

Убеждение – это побуждение к действию, направленное на удовлетворение потребности личности соответствовать в своем поведении собственным принципам и взглядам.

Убеждение – это осознаваемый мотив, в основе которого лежит потребность действовать в соответствие со своими взглядами, принципами и мировоззрением в целом. Это идеи, знания, ставшие мотивами поведения и определяющие отношение человека к действительности. Структура убеждения: - Знание как основа принятия решения. - Позитивное личное отношение к этому знанию. - Потребность поступать в соответствие с имеющимся знанием. Термин «убеждение» в различных науках используется в разных значениях. В психологии убеждение – аспект мотивационной сферы личности.

Стремление – это мотив, в основе которого лежит такая потребность существования, которая не представлена в данной ситуации, но может быть создана путем специально организованной деятельности. Варианты стремлений: мечта, идеалы, намерения.

И деал – это побуждение к действию, направленное на удовлетворение потребности личности соответствовать определенному образцу.

27. Мотивация поведения и характер.

Связь мотивации и типа характера в наибольшей степени раскрывается в типологическом подходе П.Б. Ганнушкина. Он выделил типы психопатий и ввел основные понятия, ставшие фундаментом для исследования типов акцентуаций характера (К. Леонгард, А.Е. Личко и другие).

К. Леонгард и А.Е. Личко выделяют 8 типов: демонстративный (истероидный), сензитивный (тревожный), гипертимный, дистимный (астеноневротический), возбудимый (эпилептоидный), осторожный (психастенический), лабильный и застревающий (шизоидный).

1. Демонстративный (истероидный) тип. Главной чертой данного типа, как отмечает А.Е. Личко, является «беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Характерны поверхностность эмоциональных проявлений, их направленность на внешний эффект, стремление "позировать, не быть, а казаться»

2. Сензитивный (тревожный) тип. Способность к сильным и глубоким чувствам, постоянство привязанностей и увлечений, их широта и многообразие; естественная (внутренняя) склонность к высоким нравственным нормам в оценках и в поведении; легкая, естественная усвояемость социальных ценностей. Важной положительной чертой является склонность к интуитивному восприятию и мышлению. Недостатки: повышенная впечатлительность, тревожность и боязливость, трудности с контактностью, склонность к чувству собственной недостаточности, сильное переживание неудач, повышенная утомляемость.

3. Гипертимный тип. Оптимистическое отношение к своему будущему, а также постоянно приподнятое настроение, общительность, стремление быть в компании, уверенность в своих силах, живой интерес ко всему новому, стойкость к неудачам, богатство и разнообразие увлечений. Недостатки: непостоянство, отвлекаемость (в том числе и в увлечениях), беззаботность, недостаток четкого видения грани между дозволенным и недозволенным.

4. Астено-невротический (дистимный) тип. Потребность в близких друзьях и в общении с окружающими, отзывчивость (хотя и избирательная), вдумчивость, склонность к творческому мышлению, ответственность в работе. Недостатки: склонностью к пессимизму, ощущению непрочности жизненной радости, повышенной утомляемости и раздражительности, к ипохондричности, к пониженному уровню настроения. Характерны недостаток уверенности в себе и напряженность при преодолении трудностей.

5. Эпилептоидный (возбудимый) тип. Основательность, способность всегда найти пользу, но именно свою пользу. Аккуратность, бережливость проявляются по отношению к своему - своим вещам, своим порядкам. Недостатки: склонность к властолюбию, к выяснению отношений, кто выше, кто важнее. Соответственно склонность подчиняться тем, кто сверху, к лести, к лицемерию и ханжеству. Злопамятность, мстительность, склонность к дисфориям, к ссорам. Типично грубое преследование личных интересов. Ревнивость, мелочность, придирчивость.

6. Психастенический (осторожный) тип. Сильная привязанность к близким, легкая усваиваемость социально-нравственных норм, широкий круг интеллектуальных интересов и увлечений. Недостатки связаны с тревожной мнительностью и впечатлительностью, склонностью к обсессиям, пессимизмом, футуристической направленностью мнительности и тревоги, недоверием к себе, к своим собственным решениям и действиям, нерешительностью, склонностью к сомнениям и колебаниям, трудностями с контактностью.

7. Лабильный тип. Способность к глубоким чувствам, к искренней и постоянной привязанности, преданной дружбе, общительность, тяга к компании, легкая контактность, причем склонность к эмоциональным контактам; способность интуитивно чувствовать отношение окружающих и отвечать открытой и искренней взаимностью. Недостатки: крайняя изменчивость настроения, непостоянство увлечений, легкая внушаемость, исключительная тяжесть переживания неприятностей и несчастий, зависимость отношения к своему будущему от настроения.

8. Шизоидный (застревающий) тип. Богатство внутреннего мира, способность к сильным привязанностям, сила и постоянство увлечений, их широта, богатство и значимость, высокая потребность в самовыражении, способность к творчеству, созиданию нового, целеустремленность и склонность к организаторской деятельности. Недостатки: замкнутость, отгороженность от окружающего, сниженная потребность в общении, низкий эмоциональный контакт с окружающими людьми.

Тенденции характера, как и более резко проявленные акцентуации, чаще всего образуют различные сочетания из двух или трех типов. В зависимости от входящих в эти сочетания тенденций благоприятные и неблагоприятные для сущностной мотивации черты последних могут как взаимодополняться, усиливаться, так и компенсировать друг друга.

Каждый день человек стереотипно получает привычный результат. «Отказала мне два раза...» Вот это «отказала» и есть истинная мотивация. Подсознание говорит : «Вот и славно, лучше высплюсь». После каждой неудачи человек переживает. Ругает себя. Но это все зря. Ругать себя - это бороться с подсознанием. Бессмысленно. Все равно вы проиграете.

Почему неудачи преследуют нас

Если вы хотите одного, а подсознание другого, то вы получите то, что хотите подсознательно. Подсознание сильнее. Побороть его вы не сможете. Даже не пытайтесь. Да и не нужно бороться. Лучше принять себя таким, какой есть. А вот приняв себя, уже можно подумать, что делать с собой дальше.

Для достижения успеха нужно войти в резонанс с подсознанием. Прочувствовать, чего оно хочет, и согласовать с тем, чего хотите вы. Гармония наступает в тот момент, когда вы делаете именно то, что хотите делать. Неважно, что в этот момент вы можете делать грязную и неблагодарную работу.

Спокойно и радостно на душе тогда, когда вам не нужно лгать себе. Потому что скрывать правду от себя - самая неприятная вещь на свете.

На что нас мотивируют

Большинство людей недовольны своей жизнью. Они непрерывно расстроены, раздражены, обеспокоены и все время бурчат. Стадные кнопки вынуждают нас подключаться к этому бурчанию. И мы тоже начинаем вслух, а потом и про себя бурчать вместе со стадом. Но пока мы бурчим, проходит наша настоящая жизнь, полная счастья и радости.

Правомерность желаний

Вспомните день, когда вы родились. Не помните? Неважно. Важно другое. Когда вы родились, то особо никого об этом не спрашивали. Появились на белый свет и тут же заорали. Почему? Да просто так. Захотелось. Родился же! Попробуйте вот прямо сейчас заорать как в детстве, от всей души. Не получается. А почему? А потому что: А что скажут люди? А где разрешение на ор? И почему, собственно, надо орать?

Я вот тут тихо в уголке что-нибудь пискну, да и то про себя, чтобы никто не услышал. А в чем, собственно, проблема? Почему вы решили, что исполнение ваших желаний требует специального разрешения? И разрешения от кого?

От тех, кто точно так же родился на этот свет и точно так же орал благим матом. Поначалу. А потом решил - нет, орать нехорошо. И запретил себе. А потом и другим. А потом запретил еще чего-нибудь. А потом занял высокий пост и пошел запрещать направо и налево. И вот кругом одни таблички: «Не подходить!», «Запретная зона!», «Вход запрещен!», «Выхода нет!».

Что называется, приехали. Допустим, орать действительно нехорошо, да еще в ухо, да еще незаметно подкравшись. Согласимся. Но вот высказывать свое мнение, настаивать на своих желаниях, иметь эти желания можно? И это, оказывается, нельзя. Да что ж такое! Любить, радоваться миру - нельзя. А что можно? Можно сидеть в своей клетке и смирно ждать похлебку.

Объясняется формула всеобщего запрета простым доводом: дай человеку свободу, и он пойдет все крушить. Но здесь есть большая ошибка. Человеку больше всего хочется любви, счастья и наслаждения жизнью. Агрессия возникает, когда эти чувства не удовлетворяются. Когда человек постоянно находится в состоянии фрустрации. И вот тогда да: круши, ломай, гори оно все ясным пламенем. Агрессия и энергия - совсем разные качества.

Агрессия глупа. Можно вырвать из рук прохожего мороженое, но это будет чужое мороженое. Есть его будет не очень приятно, так как его хозяин будет бежать сзади и дышать вам в ухо. А глотать мороженое на бегу совсем не так приятно, как есть его не торопясь и со вкусом.

Уверенный в себе человек не агрессивен. Зачем крушить и ломать, когда всего можно достичь более простыми и приятными способами? Поэтому, если вы в себе уверены, то ясно и четко говорите о своих желаниях. У вас претензии? Ну так и скажите о них прямо. Вам кажется, что запрет глуп? Отмените его. Сами выбирайте направление жизни, а не подчиняйтесь слепо инструкциям и параграфам.

Если вы: недовольны своей жизнью; считаете себя неудачником; все ваши усилия не дают никакой отдачи; то это означает только одно - вы марионетка. То есть ваши усилия не ваши. Ваши желания не ваши. И вся ваша работа направлена на удовлетворение прихотей чужого дяди.

Ваша задача - вырваться из колючей проволоки чужих символов и бежать на свободу. Для этого нужно собрать все усилия и совершить прорыв. Прорыв - это вспышка, которая позволяет ярко взглянуть на то, как вами кукловод управляет. Кардинальная смена взглядов возможна в тот момент, когда вы совершенно ясно представите себе свой идеальный день. Где и с кем вы бы хотели проснуться завтра и чем заняться после завтрака? И что, кстати, у вас на завтрак? Полежали, помечтали.

А теперь главный вопрос: что мешает вам это осуществить? Разберите подробно, какие именно символы вам это запрещают. А потом скажите себе: «Хватит! Почему я должен слушаться чужих мертвых символов, когда у меня есть своя живая жизнь?»

Собираете энергию ярости и идете на прорыв. Во время прорыва вы меняете те символы, которые вами командуют, на те, которые вам служат. И дальше устремляетесь к своему идеальному дню.

Прорыв сквозь символические барьеры дает колоссальное количество энергии. Работа на дядю делается только от страха. А достижение своих целей - источник водопадов энергии. Но если ваша мечта далеко и требует серьезных усилий, то вам потребуется мощная мотивация.

Мотивация

Сильная самомотивация должна пробивать до самых печенок. В результате из души должен рваться яростный вопль: «Дайте мне Тайсона!!! Я его порву! (Ну, или обзову как-нибудь.)» Для этого используем методику: идем от тела, закрепляем мотивирующей средой, а заканчиваем мотивацией духа.

Мотивация тела

Первым делом рисуем привлекательную картинку во всем богатстве красок, звуков, вкусов и запахов. Вот когда я это сделаю, то я такое устрою! Наемся до отвала. Проваляюсь целый день в кровати. Погрею животик на солнышке. Но это работает только для очень близких целей (не более 10 см). На дальние цели так себя замотивировать не удастся.

Мотивирующая среда

Поэтому разбираемся с подсознанием. Тут сложнее, потому что подсознание любит ритуалы. Хорошо, значит, нужно менять ежедневные шаблоны. Вспоминаем, что шаблон вызывается штампом. Так как обстановка у вас дома или на работе постоянная, то и штампы одинаковые. Поведение становится привычным.

Для смены шаблонов поменяйте обстановку вокруг себя так, чтобы она сама вынуждала вас менять привычки. Если вы купили гирю, но засунули ее глубоко под кровать, то вы ее оттуда уже не достанете. У вас нет такой привычки. А гиря под кроватью мышцы не развивает.

Хотите стать сильнее? Поставьте гирю перед письменным столом. Нужно пройти? Придется отодвинуть. Вот тогда вы реально будете качать мышцы (или перестанете сидеть за столом). Для мотивации можно использовать целый ряд мотивирующих «пинков».

Напишите цель на листе бумаге и бросьте на пол. И не убирайте, пока не сделаете. Суньте листок с целью в бумажник и доставайте каждый раз, когда хочется что-нибудь купить (может, и желание купить сразу пропадет). Попросите приятеля, чтобы звонил и спрашивал, когда вы начнете (закончите) это дело. Попросите компьютер, чтобы напоминал об этом с максимальной частотой, на какую он способен. Окружайте себя мотивирующими предметами. Они меняют штампы, вы меняете шаблоны. И так надо действовать до тех пор, пока новое поведение не станет для вас привычным.

Мотивация духа

Теперь о мотивации духа. Эта методика для продвинутых, поэтому нужны пояснения. Здоровые мышцы требуют нагрузки. Атлету поиграть с железом - удовольствие. Но люди об этом забывают, и по улицам переваливаются заплывшие жиром тела. Единственный стимул, которым их можно поднять с кровати, - пообещать еще чего-нибудь пожирней и погуще.

Здоровый интеллект требует нагрузки. Трудная задача - удовольствие. Но люди забывают об этом, и по улицам бродят мозги, заплывшие сериалами. Им трудно понять, что без напряжения духовных сил жизнь обречена на скуку и прозябание. Жизнь становится интересной, как только человек находит трудную цель. Напряжение всех физических и духовных сил и дает главную радость от подарка, который мы называем жизнью.

Ощущения полноты жизни не будет, пока ваш дух болтается где-то на задворках вашего сознания. Как же правильно мотивировать дух? Дух не обращает внимания на суету обыденной жизни. Его не задевают мелкотравчатые цели. Ему нужно, чтобы с небес спустился огненный ангел и вручил меч, в котором отражаются блики пламени.

Методика мотивации «Огненный меч»

Первый вопрос, который нужно задать себе: «Кто Я в этом мире и что Я хочу от этого мира? Так ли уж нужно то, что Я собираюсь делать?»

В первом слое вы представляете одно желание. То, ради которого стоит жить, стоит бороться. То, ради которого вы готовы идти до конца. Картина вашей победы должна быть грандиозной, величественной, прекрасной. Вы будете идти долго. Очень долго. И вот за морями и лесами в лучах восходящего солнца вы увидите прекрасный замок. Это ваш замок. Путь к нему труден. Но вы готовы его пройти. Вы представляете мечту вашей жизни все ярче и ярче, пока она не будет отчетливо гореть перед глазами.

Тогда вы переходите к другому слою. Что вам нужно, чтобы добраться до замка? Острый меч, великолепный конь, прекрасная амазонка? Сделайте все это мотивирующим слоем. Ярко представьте, как вы их встретите. Ощутите тяжесть меча, шершавость рукояти, блеск клинка. Количество слоев зависит от трудности цели. Чем цель труднее и дальше отстоит, тем больший фундамент мотивации нужно заложить. Каждый слой мотивации все сильнее и сильнее натягивает тугой лук вашей воли. И как только лук нацелен и тетива натянута, вы плавно отпускаете пальцы. Тетива взвизгнет, и вы, подобно стреле, устремитесь к своей цели.

А дальше жизнь действительно серьезно изменится. Подсознание будет искать способ исполнения вашего желания в любых житейских ситуациях. Методика сложная, но при желании освоить ее можно, и если все сделано правильно, то внутри появляется приятная уверенность летящего лома.

Узнайте какое самочувствие будет у Вас через месяц! Прямо сейчас на нашем сайте Вы можете расчитать свои биоритмы абсолютно бесплатно. По результатам расчета Вы получите персональные рекомендации и график изменения биоритмов на ближайший месяц.

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определённой потребности. Неосознанные мотивы – когда человек не знает, не может объяснить свои потребности. К ним относятся влечение (недостаточно отчётливо осознаваемая потребность), каприз (необоснованное влечение, превышающая потребность) на формирование которых оказывают влияния установки, внушение, страхи. Осознанные мотивы: желание, когда человек осознаёт потребность и пути её удовлетворения, хотение – активная форма желания. Мотивация – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий, характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением в целом. Определяет направленность личности.

Социальные потребности; основные характеристики человеческих потребностей.

К социальным потребностям относятся: потребность в принадлежности (группе, классу, коллективу), что отражает общественную форму деятельности человека; потребность в любви (одобрении, сочувствии, внимании, заботе со стороны), удовлетворяя её, человек оценивает степень своей нужности, одиночества; потребность в признании (своей значимости, превосходстве в чём-либо) – удовлетворяется потребность в первенстве, лидерстве. Человек удовлетворяет также свои психологические высшие потребности, такие как - потребность в самопознании, самовыражении (творчество), самосовершенствовании. На вершине духовных потребностей – потребность в поиске смысла жизни, идеального, выраженного в символе, в вере. Удовлетворение этих потребностей позволяет личности планировать свою жизнь, определять ценностные ориентиры в жизни, вехи жизненного пути.

Структура общения. Содержание, цель и средства. Вербальный канал коммуникации.

Общению присущ ряд базовых характеристик: 1. Содержание – информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном) состоянии субъекта, о обстановке во внешней среде; 2) Цель – это то, ради чего человек вступает в процесс общения. Сюда относится обмен побуждениями, мотивами для организации совместной деятельности; 3) Средства – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передаётся в процессе общения от одного человека другому.



По целям: 1) биологическим (необходимым для поддержания, сохранения и развития организма); 2) социальным (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, направлено на личностный рост индивида).

По средствам: 1) непосредственным (осуществляемый с помощью естественных, природных органов); 2) опосредованным (связанный с использованием специальных средств и орудий, разделяется на природные и культурные); 3) прямым (предполагает личные контакты с непосредственным восприятием друг друга); 4) косвенным (осуществляется через посредников – другие люди).

Вербальный канал коммуникации включает в себя два варианта речи: устная и письменная. Кроме того, различается внешняя (звучная) речь и внутренняя («про себя»). Используя для передачи информации только вербальный канал коммуникации возможно получение только 30% информации (максимально).

Под мотивами понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки, а также отношение учащегося к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов во взаимосвязи выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы - очень сложные образования, представляют собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений (рисунок 2.1.).

Рисунок 2.1. Психологические образования, выступающие в качестве мотивов.

Классификация мотивов, действующих в системе обучения, предполагает деление их по видам, уровням, направленности и содержанию (рисунок 2.2.).

Рисунок 2.2. Классификация мотивов обучения.

1. По видам выделяют мотивы:

1) социальные и познавательные (когнитивные),

2) побудительные и смыслообразующие,

3) внешние и внутренние,

4) осознанные и неосознанные,

5) реальные и мнимые.

Внешние мотивы исходят от педагогов, других лиц, общества в целом и приобретают форму подсказок, намёков, требований, указаний, понуканий, принуждений. Они действуют, но их действие встречает внутреннее сопротивление личности и поэтому не может быть названо гуманным. Истинный источник мотивации человека находится в нём самом - во внутренних мотивах. Необходимо, чтобы обучаемый сам захотел что-то сделать и сделал это. Вот почему решающее значение придаётся не мотивам обучения (внешнему нажиму), а мотивам учения (внутренним побудительным силам).

Осознанные мотивы выражаются в умении учащегося рассказать о причинах, побуждающих его к действию, выстроить побуждения по степени значимости.

Неосознанные мотивы лишь ощущаются в смутных, неконтролируемых сознанием влечениях, но в то же время они могут быть сильными.

Реальные мотивы осознаются обучаемыми и их преподавателями.

Мнимые (надуманные, иллюзарные) мотивы могли бы действовать при определённых обстоятельствах.

Дидактический процесс должен опираться на реальные мотивы и создавать одновременно предпосылки для возникновения новых, более высоких и действенных мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе совершенствования.

2. По уровням:

1) широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения; стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус);

2) узкие социальные (или позитивные) мотивы (стремление занять определённую должность в будущем, получить признание окружающих, получить достойное

вознаграждение за свой труд);

3) мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в группе);

4) широкие познавательные мотивы (проявляются как ориентация на эрудицию,

реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов; познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности);

5) учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

6) мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний);

3. По направленности и содержанию:

1) социальные (социально-ценностные),

2) познавательные,

3) профессионально-ценностные,

4) эстетические,

5) коммуникационные,

6) статусно-позитивные,

7) традиционно-исторические,

8) утилитарно-практические (меркантильные).

Установлено, что 1) в различные периоды развития общества превалируют те или иные группы мотивов учения; 2) группы мотивов находятся в динамической связи между собой, сочетаются различным образом в зависимости от возникающих условий. Из этих сочетаний возникает движущая сила учения. Её характер, направленность, величина определяются суммарным действием мотивов.

Различные мотивы имеют неодинаковую силу на протекание и результаты динамического процесса. Например, широкие познавательные мотивы являются более слабыми по сравнению с учебно-познавательными мотивами в узкой области. В конкурентной среде более значимыми оказываются утилитарно-практические мотивы. В этой связи мотивы делятся на побудительные (в основе целенаправленных действий) и смыслообразующие («переводят» общественно-значимые ценности на личностный уровень - «для меня») мотивы. Широкие общественные мотивы, занимавшие ранее ведущее место, ныне действуют незначительно.

Отечественная педагогическая теория отыскивает новые мотивы всё ещё в старых ценностях. Однако их следует искать в удовлетворении личных интересов. В современном мире мы обречены ориентироваться на вечные ценности, на которые уже давно опирается западная гуманистическая педагогика (И.П. Подласый, 2000).

Собственные результаты исследований уровней преобладания различных мотивом у студентов медицинского колледжа отличаются в зависимости от их курса обучения. При поступлении в ССУЗ у студентов преобладают профессионально-ценностные и познавательные мотивы, а при окончании ССУЗа - утилитарно-практические и статусно-позиционные. Наиболее низким уровнем в обеих группах отличаются традиционно-исторические, эстетические, коммуникативные мотивы (таблица 2.1.).

Индивиды по-разному осознают свои потребности.

1. В зависимости от этого различают эмоциональные и рациональные мотивы.

2. В психологии различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности. Содержание генерализованных мотивов выражает предмет потребностей и направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена степенью значимости для индивида предмета его потребностей. Инструментальные мотивы обусловлены не только потребностным состоянием личности, но и степенью её подготовленности, наличием других возможностей действовать успешно по реализации поставленных целей в данных условиях. Эти группы мотивов (генерализованные и инструментальные) в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не только влиять, но и изменять друг друга.

Таблица 2.1.

Уровни мотивов ССУЗа (Р±m р, %)

Группы мотивов по

направленности и содержанию

Группы респондентов

1. Социально-ценостные

2. Познавательные

3. Профессионально-ценностные

4. Эстетические

5. Коммуникативные

6. Статусно-позиционные

7. Традиционно-исторические

8. Утилитарно-практические

Обозначения: степень достоверности различий между показателями:

* - р < 0,01, ** - р < 0,001.

3. По степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера.

4. Различают также мотивы достижения цели, избегания неудач и мотивы одобрения, аффилиационные (рисунок 2.3.).

Индивиды, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными и порой прямо противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям, соответственно и оценка этих поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой (В.А. Сластенин, В.П. Каширин, 2001).

В ситуации обучения существуют три группы мотивов. Некоторые психологи придерживаются разделения мотивов на две группы. В обоих случаях деление происходит в зависимости от того, что лежит в основе мотивации, побуждение или потребность познания. Три группы мотивов, приводимые ниже, связаны с традиционными и активными формами обучения (рисунок 2.4.).

При традиционном обучении у обучаемых формируется две группы побуждающих мотивов:

I - непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникнуть у студентов за счёт педагогического мастерства преподавателя, формируя интерес к данному предмету. Эти внешние факторы отражают скорее заинтересованность, но не мотивацию познавательного плана.

II - перспективно побуждающие мотивы. Так, например, преподаватель объясняет студенту, что без усвоения данного конкретного раздела нельзя освоить следующий раздел, либо у студентов формируется мотив к обучению, поскольку впереди экзамен по дисциплине; или нужно отлично сдать сессию, чтобы получать повышенную стипендию. В этом случае познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, находящейся вне самой познавательной деятельности.

Рисунок 2.3. Классификация мотивов личности

Рисунок 2.4. Виды мотивов обучения

При активных формах обучения возникает совершенно новая группа мотивов:

III - познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знания, истины. Интерес к обучению возникает в связи с проблемой и развёртывается в процессе умственного труда, связанного с поисками и нахождением решения проблемной задачи или группы задач (Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, 2005).

Рисунок 2.5. Классификация мотивов деятельности.

Классификация мотивов деятельности кроме осознаваемых и неосознаваемых включает в себя группы внутренних и внешних (рисунок 2.5.). К внутренним относят процессуальные и результативные мотивы и мотив саморазвития. К внешним мотивам принадлежат общественные, альтруистические, мотивы долга и обязанности, а также личностные, мотивы оценки и успеха, самоутверждения и благополучия (З.И. Тюмасева, Е.Н. Богданов, Н.П. Щербак, 2004).

Мотивы личности развиваются по определённым закономерностям (рисунок 2.6.).

До своего первого удовлетворения потребность ещё «не знает» своего предмета. Только в результате его обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет приобретает свою побудительную и направляющую деятельность функции, т.е. становится мотивом.

Мотивом называется предмет потребности или опредмеченная потребность.

Объективно возникает вопрос, зачем нужно вводить понятие мотива, если очевиден факт, что человек действует потому, что он хочет действовать. Субъективные переживания, хотения, желания не являются мотивами потому, что сами по себе ещё не способны породить направленную деятельность. Необходимо проанализировать каков предмет данного хотения, желания и т.д.

Мотивы побуждения, направляя деятельность, порождают действия, т.е. приводят к образованию целей. Цели как известно всегда осознаются. В отличие от целей мотивы актуально не всегда осознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаём себе отчёта о мотивах, которые стали источниками этих действий. Означает ли это, что мотивы всегда неосознаваемы? Нет, существует класс и осознаваемых мотивов. Полимотивация человеческой деятельности - типичное явление. По своей роли, не все мотивы, «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие - второстепенные. Главный мотив называется ведущим мотивом, второстепенные - мотивами-стимулами: они не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

Рисунок 2.6. Развитие мотивов личности

Если мотивы не осознаются, то как они представлены в сознании? Мотивы такого рода проявляются в сознании, но в особой форме. Таких форм по крайней мере две. Это эмоции и личностные смыслы.

Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит это «что-то» каким-то образом затрагивает его мотив. То есть особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами и возможностью успешной реализации деятельности субъекта. При этом речь идёт о непосредственно-чувственном их отражении, о переживании. Эмоции релевантны деятельности, а не реализующим её действиям и операциям. Поэтому одни и те же операции, осуществляющие разные деятельности могут приобретать противоположную эмоциональную окраску. Даже успешное выполнение того или иного действия вовсе не всегда ведёт к положительной эмоции, оно может породить и резко отрицательные переживания. Это является сигналом о том, что достигнутый казалось бы успех со стороны ведущего мотива психологически является для личности поражением. Эмоции таким образом являются как бы ключом к разгадке действующих мотивов.

Личностный смысл - это переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Мотивы, которые побуждают деятельность и вместе с тем придают ей личностный смысл, называются смыслообразующими мотивами.

Характерной чертой смыслообразующих мотивов является то, что деятельность, сталкиваясь с препятствиями, не меняет свой личностный смысл. Происходит лишь нарастание психологической дискридитации возникшей от столкновения с препятствием эмоции.

Примерами осознаваемых мотивов могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели.

Осознание мотивов есть явление вторичное, возникающее только на уровне личности и постоянно воспроизводящееся по ходу её развития. Для осознания реально действующих мотивов своей деятельности субъект вынужден идти по «обходному пути», ориентируясь на эмоциональные «метки» событий. Мотивы открываются сознанию путём анализа деятельности, её динамики.

Работа по осознанию собственных мотивов требует большого интеллектуального и жизненного опыта. По сути, это специальность, которая имеет свой мотив - мотив самопознания и самосовершенствования.

Мотивы личности образуют иерархическую систему. Если сравнить мотивационную сферу человека со зданием, то оно у разных людей будет иметь совершенно разную форму. В одном случае это здание будет походить на пирамиду, т.е. с одной вершиной - с одним ведущим мотивом, в других случаях вершин может быть несколько. Здание это может быть высоким и низким, в зависимости от силы ведущего мотива.

В структуре одной деятельности данный мотив может выполнять функцию смыслообразования, в другой - функцию дополнительной стимуляции. Однако смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое иерархическое место, даже если они не обладают прямой аффектогенностью. Являясь ведущими в жизни личности, для самого субъекта они могут оставаться за «занавесом» сознания (А.Н. Леонтьев). Иерархические отношения мотивов начинают проясняться в ситуациях конфликта мотивов.

Как в ходе деятельности могут развиться новые мотивы?

В теории деятельности изучается механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к её осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. становится мотивом.

Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только если накапливаются положительные эмоции, связанные с достижением этой цели. Предмет не может стать мотивом по заказу даже при очень горячем желании. Он должен пройти период аккумуляции положительных эмоций. Последние выступают в роли своеобразных «мостиков», которые связывают данный предмет с системой существующих мотивов, пока новый мотив не входит в эту систему на правах одного из них Ю.Б. Гиппенрейтер, Н.Д. Творогова, 1997.

Мотивы деятельности определяют её потребности. Если потребность - это определённое напряжение, вызванное нуждой в чём-то, но ещё не определяет направление активности субъекта, то мотив - это побуждение к действию, стремление к удовлетворению потребности, готовность психики, направляющая к определённой цели.

Мотив может иметь такие психологические проявления, как желания, хотения, намерения, стремления (рисунок 2.7.).

Рисунок 2.7. Мотивы деятельности личности и их психологические проявления, характеристики, функции.

Основными характеристиками мотива являются его сила и устойчивость.

Сила мотива оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива зависит от силы мотивационного возбуждения (физиологический фактор), а также от ряда психологических факторов (знание результатов деятельности, вероятность её успеха, значимость деятельности для личности).

Для оценки силы мотива Аткинсон предложил формулу: М = П х В х З, где М - сила мотива,

П - мотив достижения успеха как свойство личности,

В - субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели,

З - значимость достижения цели для личности.

Устойчивость мотива определяется его сохранением во времени, его проявлением во всех основных видах деятельности человека.

Сила и устойчивость мотивации влияют на направление деятельности и на её успех. Усиление мотивации до определённого уровня увеличивает продуктивность и успешность деятельности, при дальнейшем увеличении мотивации показатели деятельности начинают снижаться.

Основными функциями мотива являются следующие: побуждающая, направляющая, регулирующая.

Побуждающая (или стимулирующая) функция проявляется в том, что мотив обусловливает активность человека, его поведение.

Направляющая функция отражает направленность энергии мотива на определённый объект, что обусловливает выбор поведенческих стратегий.

Регулирующая функция состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения, которое зависит от того, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в каждый конкретный момент времени (Б.Д. Карвасарский, 2002).

Изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием, в соответствии с определённым алгоритмом.

1. Определение и уточнение целей обучения.

Анализ сущности, содержания, направленности и силы мотивов, необходимых и достаточных для поддержки процесса и успешной реализации намеченных задач.

2. Выявление возрастных возможностей мотивации.

На сколько уровень мотивации учащихся определённого возраста соответствует «возрастным нормам», поставленным целям и задачам, трудностям учебного труда.

3. Изучение исходного уровня мотивации.

Это необходимо, чтобы обоснованно судить об изменениях, происшедших в мотивационной сфере обучаемого.

4. Изучение превалирующих мотивов.

Определяют ведущие мотивы в учебной деятельности, не существует мотивов хороших или плохих, все они важны, но по-разному влияют на процесс и результаты обучения.

5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации.

Если педагог не может «дойти» до каждого учащегося, то он должен знать особенности мотивации хотя бы наиболее представительных подгрупп коллектива.

6. Анализ причин изменения (снижения, стабильности, повышения) мотивации.

Такими причинами могут быть недостаточный уровень развития (сформированности) самой мотивационной сферы, низкая обучаемость, неразвитость учебной деятельности, низкая обученность и др.

7. Формирование должных мотивов.

Не существует и не должно быть никаких специальных упражнений или тестов «на мотивацию». Используют в комплексе различные методики (переключение одного вида работы на другой, использование заданий оптимальной трудности, соревнование и др.).

8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий.

После проделанной работы целесообразно подвести её итоги и проанализировать произошедшие изменения, показатели - реальные поступки обучаемых, изменение их отношения к обучению.

Ход и результаты деятельности по формированию мотивации необходимо учитывать, фиксировать уровень и наступившие изменения.

Конкретными показателями формирования мотивов являются:

1. тип отношения к учению,

2. цели (какие ставит и реализует обучаемый),

3. мотивы (ради чего учится),

4. эмоции (как переживает учение),

5. умение учиться,

6. уровень обученности (каких результатов достиг),

7. характеристики обучаемости (потенциальные возможности, каких успехов мог бы достигнуть).

Методы изучения, активизации и развития мотивов учения включают: наблюдение, анкетирование, интервью, беседу, экспертную оценку.

Сущность экспертной оценки состоит в организации целенаправленного и всестороннего изучения индувидуальной (или групповой) мотивации с помощью специальных экспертных методик и приглашением для этой цели коллег - педагогов или других специалистов-экспертов. Экспертиза проводится в соответствии со строго определённой процедурой. Обязательными моментами экспертизы являются чёткая формулировка целей экспертизы и вида экспертного заключения, определение квалификации экспертов, безвредность процедуры, обоснованность выводов и др. Упрощённым практическим способом экспертизы мотивации являются опросы преподавателей, участвующих в педагогическом процессе. Составляются анкеты, получают ответы на одни и те же вопросы от разных преподавателей, дают объективное заключение о развитости мотивационной сферы обучаемых, составляют индивидуальную и групповую картину сформированности мотивов.

Для большей точности применяют большее количество методов и специальных приёмов. Для накопления наблюдений и формирования первичных заключений рекомендуется ведение педагогических дневников в произвольной форме, где регистрируют различные проявления мотивации обучаемых.

Опыт зарубежных педагогов по формированию мотивации. Американские педагоги процессы, связанные с формированием мотивации, называют тренингом, который подразделяется на 4 основных направления:

1) мотивации достижений,

2) «причинных схем»,

3) личной причинности,

4) внутренней мотивации.

1. Тренинг мотивации достижений основывается на предположении, что при прочих равных условиях те обучаемые будут иметь более высокую успеваемость, у которых обострено чувство собственного достоинства и стремление постоянного улучшения своих достижений.

Формирование синдрома достижений предполагает:

- обучение учащихся как сопоставлять собственные достижения с достижениями других обучаемых,

- обучение способам поведения, типичным для человека с высокоразвитой мотивацией,

- изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, из жизни людей с высокоразвитой мотивацией достижения.

Американский психолог Д. Мак Клелланд предлагает стадии формирования синдрома достижения:

- привлечение внимания обучаемых к содержанию обучения,

- получение опыта мышления, поведения и эмоционального реагирования,

- усвоение специальных понятий и терминов мотивации достижений,

- соотнесение своих реальных мотивов со своим идеалом,

- практическое следование полученным наставлениям в реальных жизненных ситуациях,

- постепенное уменьшение внешней помощи, прогрессирующая опора на собственные силы.

2. Тренинг «причинных схем» непосредственно влияет на мотивацию, побуждая учащегося к определённому поведению или вызывая у него равнодушие и безынициативность. Обучаемый по-разному объясняет своё поведение, прогнозирует ход своих дальнейших действий в соответствии со своим объяснением. Все программы тренинга мотивации путём изменения причинных схем отдают предпочтение «усилию» как оптимальному способу изменения субъективного представления учащихся о причинах неудач, чтобы любые причинные объяснения заменить лишь одним - недостаточностью собственных усилий.

3. Тренинг личной причинности имеет целью научить обучаемых искать причины своих неудач прежде всего в самих себе и, по возможности, меньше зависеть от других людей. Чем меньше человек зависит от окружающих, тем он самостоятельнее. Человек не может быть «пешкой» в чужой игре, а «источником» для других. Педагог должен учить учащихся следующему:

- ставить перед собой реалистические цели,

- соизмерять цели со своими возможностями,

- знать свои сильные и слабые стороны,

- определять конкретные действия,

- планировать перспективу,

- правильно оценивать складывающуюся ситуацию,

- постоянно анализировать выполнение личной программы .

4. Тренинг внутренней мотивации остаётся основным. В его основе лежит открытие американского психолога Э. Деци: если испытуемым платили деньги за занятия, которые первоначально интересовали их сами по себе, то они теряли интерес к этим занятиям гораздо быстрее, чем испытуемые, которым ничего не платили. Вот и думай теперь - правильно ли мы делали, «подогревая» мотивацию учащихся премиями и стипендиями. Самые действенные в обучении - внутренние мотивы.

К факторам успешности этого тренинга относятся следующие:

Переживание учащимися собственной автономии или личностной причинности,

Ощущение обучаемости собственной компетентности, возможности свободного выбора.

Негативный эффект на внутреннюю мотивацию учения оказывают такие факторы, как:

Недостаток времени,

Необходимость выполнения работы к жёстко зафиксированному сроку.

Таким образом, мотивы познания имеют различные виды и классификации, построенные по ряду принципов. Они тесно взаимосвязаны с мотивами жизни, деятельности, поведения личности. В их основе лежит побуждение или потребность познания. Развитие мотивов личности происходит по определённым закономерностям. Мотивы характеризуются различными психологическими проявлениями. К их свойствам относят силу и устойчивость. Основными функциями являются побуждающая, направляющая, регулирующая. Изучение мотивов позволило определить закономерности их формирования.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Мотив неосознаваемый

Этих мотивов значительно больше, чем осознаваемых, и до определенного возраста практически все мотивы относятся к неосознаваемым. Работа по осознанию собственных мотивов и очень важна, и очень трудна и требует не только большого интеллектуального и жизненного опыта, но и большого мужества. По сути, это - специальная деятельность, имеющая свой мотив - самопознание и нравственное самоусовершенствование.

Мотивы неосознаваемые все же появляются в сознании, но в особых формах. Их по крайней мере две: и смыслы личностные. При этом в смыслообразующей функции может выступать лишь мотив ведущий. Мотивы-стимулы могут порождать только эмоции, но не смыслы.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "мотив неосознаваемый" в других словарях:

    Деятельность - динамический процесс взаимодействия индивида с внешним миром (внешняя деятельность) или с самим собой (внутренняя деятельность). Оба аспекта деятельности сосуществуют в диалектическом единстве: в ходе внешней деятельности: индивид изменяет самого … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо … Большая психологическая энциклопедия

    Установка (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Установка. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Установка неосознанное психологическое сост … Википедия

    Психологическая установка - Установка психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных… … Википедия

    М. о. формируются в процессе длительного О. и взаимодействия людей. Отношения целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая 3 связанных компонента:… … Психология общения. Энциклопедический словарь