Социальная поддержка граждан на муниципальном уровне. Социальная поддержка населения муниципального образования

Социальная защита – важная, но весьма трудная экономическая и политическая задача для власти, особенно для муниципальных органов, т.к. они наиболее приближены к территории, к конкретному человеку (несмотря на то, что на сегодняшний день органы социальной защиты относятся к органам государственного управления). Всего в Российской Федерации насчитывается 256 категорий, имеющих право получить социальную поддержку. Анализ эффективности социальной помощи показывает, что только 19% общей суммы социальных льгот и выплат приходится на долю беднейших слоев населения.

Сегодня перед органами власти стоит большое количество вопросов:

    Что такое «бедность», каков ее порог?

    Какие доходы рассматривать при определении права на социальную поддержку?

    Следует ли учитывать единовременные пособия, ссуды, кредиты, страховые выплаты, доходы от подсобного хозяйства?

    Как учитывать получение доходов от вторичной занятости или случайных заработков?

    Как ликвидировать социальное иждивенчество? и т.д.

Для ответа на эти и многие другие вопросы необходима четкость понятий, выработка определенных принципов и комплексной программы социальной работы на их основе, необходима система подготовки кадров, работающих в этой сфере.

На территории муниципального образования учреждения социальной защиты представлены центрами социальной защиты или социального обслуживания, учреждениями социальной защиты, отделами социального обеспечения, управлениями труда и занятости населения, домами ночного пребывания, центрами социальной помощи семье и детям, приютами и др.

Основные цели социальной защиты на территории муниципального образования: а) обеспечение воспроизводства поколений, включая детей, престарелых; б) обеспечение гарантий трудоспособным гражданам на случай болезни, увечья, травмы, пенсии и других рисков; в) ликвидация абсолютной бедности;

Органы местного самоуправления могут разрабатывать и осуществлять местные программы адресной поддержки из муниципального бюджета и с помощью привлекаемых средств. Пример: Примером до недавнего времени могли служить программы жилищных субсидий. Это одна из немногих массовых программ по оказанию адресной социальной помощи с четкой привязкой к уровню дохода семьи.

Организация работы органами власти по социальной защите населения крайне важна сегодня, но чтобы быть эффективной, необходимо иметь комплексную программу органов исполнительной власти субъекта и муниципальных органов в области социальной защиты населения.

Тенденции оказания социальной помощи и планируемые расходы на данную сферу определяются развитием экономики субъектов федерации и входящих в них муниципальных образований, поэтому каждое муниципальное образование должно развиваться динамично по всем направлениям: промышленность, сфера услуг, социальная сфера и т.д.

Глава 2. Анализ управления социальным обеспечением и социальной защитой населения в г. Дзержинске

2.1 Социально-экономическая характеристика г. Дзержинска

Город Дзержинск – второй по величине город Нижегородской области. Итоги социально-экономического развития городского округа город Дзержинск за январь-июнь (1 полугодие) 2012 г. свидетельствуют о формировании необходимых условий для восстановления экономики и уровня жизни населения.

Коммерческий оборот крупных и средних организаций города по итогам 1 полугодия 2012 г. увеличился относительно соответствующего периода 2011 года на 22,9% и составил 26,6 млрд. руб.

Основой экономики города является промышленность в составе 46 крупных и средних предприятий. На предприятиях промышленности занято около 36,1 тыс. человек, что составляет 32,6 % от занятых в экономике города. Доминирующее положение по объёму отгрузки продукции собственного производства в промышленности занимают обрабатывающие производства (77,3 %). Население г. Дзержинска имеет тенденцию к снижению. По состоянию на 01.07.2012 г. численность населения города составила 254937 человек. Динамика численности г. Дзержинска за 2002 – 2011 гг. представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1 Динамика численности населения г. Дзержинска за 2002-2011 гг., тыс. человек

Немаловажное значение для характеристики города имеет состояние рынка труда. В большинстве видов экономической деятельности продолжается сокращение численности работников, однако темпы ниже аналогичного периода 2011 г. Так, за 6 месяцев 2012 г. относительно аналогичного периода прошлого года численность работников в целом по крупным и средним предприятиям города сократилась на 3,4% (на 1,90 тыс. человек) и составила 54701 человека. Наиболее высокий уровень сокращения численности имеет место в обрабатывающих производствах (на 4,7% или на 1,23 тыс. человек) и в их составе в химическом производстве, где численность снижена на 0,82 тыс. человек или на 4,7%.

Улучшается ситуация на рынке труда, снижается уровень безработицы, но его значение все еще превышает докризисное. За июнь 2012 г. на 173 человека сократилась численность официально зарегистрированных безработных. В центре занятости населения г. Дзержинска на 01.07.2012 г. зарегистрировано 1510 человек безработных, уровень безработицы – 1,3, что ниже среднеобластного значения.

Стоимостная величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в июне 2012 г. составила 5280,71 руб. и снизилась за месяц на 0,8%. Стоимостная величина прожиточного минимума за второй квартал 2012 г. – 5287,44 выросла относительно соответствующего периода 2011. на 7,6% или 374,46 руб. Прожиточный минимум для трудоспособного населения в июне составил 5637,55 руб., для пенсионеров – 4294,86 руб., для детей – 5221,22 руб.

Таким образом, социально-экономическая характеристика города показывает, что в первом полугодии 2012 г. промышленность города показала стабильную положительную динамику роста.

Одним из основных позитивных моментов в отчетном периоде является увеличение реальной заработной платы – на 4,2%.

Доходы бюджета выросли относительно января-июня 2011. на 15,2%, расходы - на 4,2%. Профицит бюджета – 114,7 млн.руб.

Последствия кризиса сказались на финансовом состоянии предприятий - убытки выросли в 2 раза, прибыль сократилась на 31,3%, что в свою очередь оказало влияние на инвестиционную активность предприятий - инвестиции сократились на 35,8%. Социальный паспорт г. Дзержинска представлен в Приложении.

Таким образом, видно, что в городе Дзержинске присутствует большое число категорий нуждающихся в социальной защите.

Введение

2. Оценка системы социальной политики населения

3. Предложения по улучшению социальной защиты

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Как профессиональная деятельность социальная работа за более чем вековую историю накопила огромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематизация которого открывает новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности. Актуальность темы обусловлена следующим: одна из основных задач социальной работы в настоящее время - дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Цель работы – изучение социальной защиты населения.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: дать понятие теоретических основ прогнозирования социальной защиты населения, изучить Понятие "социальная защита" и "социальное обеспечение населения". систему социальной защиты населения как объект социального прогнозирования, рассмотреть особенности развития системы социальной защиты населения в современных условиях, систему показателей социальных прогнозов. Методы прогнозирования системы социальной защиты.

Предмет исследования - изучение социальной защиты населения.

Объект исследования – Липецк.

Работа выполнена на основе нормативно-правовых актов РФ и трудов отечественных авторов в города прогнозирования социальной защиты населения. Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики. Методологической основой исследования явились основные положения материалистической диалектики и логики в их единстве.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием. Практическая значимость темы состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах.


1. Основные аспекты формирования эффективной социальной политики

Социальная защита - политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения .

В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

1) социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

2) нелиберальная - с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:

государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);

частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование). Центральный субъект социальной защиты - является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите - одновременно и субъект, и объект социальной защиты. Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основные формы социальной защиты:

1. законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ,

2. регулирование доходов и расходов населения;

3. социальное страхование;

4. социальное вспомоществование;

5. социальные услуги;

6. целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах: поощрительности, - властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях - индивидов; заявительности, - социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы; патернализма, обозначающего государственную опеку ("отеческую заботу") по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения. Политически ангажированная поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами: доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности; реформирования пенсионной системы; упорядочения медицинского и пенсионного страхования; соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств; создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг; воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере. Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

УДК 364 ББК 60.82

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Н.Л. Тропникова, к.э.н.

О.И. Чиркова, к.п.н., доцент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики» Е-mail: [email protected], [email protected]

Аннотация

В статье анализируется актуальность предоставления социальной поддержки населению на муниципальном уровне с учетом изменений в законодательстве РФ. Рассмотрен опыт органов местного самоуправления г. Мурманска в исследуемой сфере.

Ключевые слова: местное самоуправление, социальная поддержка, муниципальная целевая программа, доступная среда жизнедеятельности.

Как известно, существуют три основных уровня социальной политики, различающиеся по целям, функциям, субъектам и механизмам реализации. На федеральном уровне разрабатывается нормативно-правовая база, принимаются основные законы, и формируется система взаимоотношений между субъектами разного уровня. На этом же уровне утверждается бюджет, который направлен на осуществление централизованного финансирования направлений социального развития, кроме того, определяются перечни категорий населения, которым обеспечивают социальную защиту и несут ответственность за это федеральные органы власти. На уровне региональной социальной политики решаются задачи по обеспечению комплексного, сбалансированного развития территорий. В целом те или иные положения федеральных решений конкретизируются и дополняются специфическим содержанием, а также вырабатываются механизмы привязки этих решений к региональным проблемам. Местный уровень позволяет в значительно большей мере конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, которые определены в рамках федеральной и региональной социальной политики1.

В числе задач муниципальной социальной политики следует выделить организацию социальной защиты населения. Значимость данной деятельности органов местного самоуправления определяется, во-первых, тем, что к проблеме бедности населения ближе всего находятся именно муниципальные органы власти. Во-вторых, знание местной практики позволяет более точно учесть реальные возможности муниципалитетов по реализации социальной поддержки населения.

Рассматривая социальную помощь как деятельность, направленную на оказание поддержки лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, следует отметить, что на уровне муниципалитета эта деятельность осуществляется в форме оказания социальных услуг на базе муниципальных учреждений социальной поддержки, социального обслуживания, организации опеки и попечительства над несовершеннолетними и др.

Со вступлением в силу федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. вопросы социальной поддержки населения были исключены из перечня вопросов местного значения и отнесены к компетенции субъектов РФ2. Перечень социальных услуг, предоставляемых в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне, значительно сократился.

Вместе с тем сегодня органы местного самоуправления играют значительную роль практически во всех вопросах социальной защиты. Например, они несут основную ответственность за предоставление льгот, предусмотренных федеральным

законодательством, жилищных субсидий и местных пособий, а также реализуют адресный подход к организации социальной помощи. Именно на муниципальном уровне конкретно выявляются адресаты помощи - малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане. Определяются условия ее предоставления - наступление трудной жизненной ситуации, критерии предоставления - доход ниже величины прожиточного минимума и виды помощи - денежная, натуральная, помощь в виде услуг.

Закон оставляет право органов местного самоуправления осуществлять некоторые полномочия, не отнесенные к вопросам, решаемым на муниципальном уровне. На основе региональных норм и нормативов органы местного самоуправления могут разрабатывать местные социальные стандарты, нормы и нормативы, учитывающие специфику муниципального образования.

Законом также предусмотрен механизм передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Передача указанных полномочий осуществляется посредством принятия закона субъектом РФ, в котором перечисляются переданные полномочия, вопросы финансирования переданных полномочий, контроля за их исполнением. Как правило, передаются следующие полномочия: по организации опеки и попечительства над несовершеннолетними, социальной поддержке многодетных, приемных семей, опекунов и попечителей несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому муниципальные образования имеют возможности вести работу по организации системы социальной защиты населения своих территорий.

Несмотря на то, что полномочия по организации предоставления услуг социального обслуживания законом отнесены к компетенции субъектов РФ, в муниципальных образованиях некоторых субъектов РФ организуется работа комплексных центров социального обслуживания населения (например, в Астраханской, Ленинградской, Мурманской, Новосибирской, Тюменской областях), предоставляющих социальные услуги лицам пожилого возраста и инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, детям и семьям с детьми, лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Органы местного самоуправления могут предоставлять отдельным категориям граждан льготы на обслуживание и получение услуг в муниципальных учреждениях социальной сферы социально-бытовой направленности (в муниципальных учреждениях здравоохранения, образования, культуры, муниципальных аптеках и др.). Например, целью деятельности Мурманского комплексного центра социального обслуживания населения (кратко -Мурманский КЦСОН) является предоставление гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, социальных услуг, направленных на улучшение условий их жизнедеятельности. Для достижения цели указанное учреждение осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды основной деятельности: социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в полустационарной форме. В соответствии с данными видами основной Мурманский КЦСОН оказывает следующие услуги в полустационарной форме и в форме социального обслуживания на дому: социально-бытовые услуги; социально-психологические услуги; социально-медицинские услуги; социально-педагогические услуги; социально-трудовые услуги; социально-правовые услуги; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; срочные социальные услуги3.

В этой связи, в создавшихся условиях имеется потребность в обобщении опыта деятельности муниципальных образований по социальной поддержке населения своих территорий.

Все вышесказанное в полной мере относится к муниципальному образованию городской округ г. Мурманск.

Город Мурманск является административным центром Мурманской области, а также одним из центров Баренцева Евро-Арктического региона. Отметим также, что площадь территории муниципального образования г. Мурманск - 155 кв. км, что составляет 0,1%

территории Мурманской области. В состав города входят три административных округа -Ленинский, Октябрьский и Первомайский. Население города составляет 298 096 чел.

Органы местного самоуправления г. Мурманска, несмотря на изменения в законодательстве РФ, понимают значимость вопросов социальной защиты населения, и реализуют право предоставлять дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий жителей города за счёт средств бюджета муниципального образования.

Одним из механизмов реализации муниципальной социальной политики, используемым администрацией г. Мурманска, является разработка и реализация муниципальных целевых программ. Муниципальная целевая программа представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по целям, срокам, материально-техническому обеспечению, исполнителям. Как правило, реализация программ направлена на достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования. Порядок разработки и принятия муниципальных целевых программ утверждается органами местного самоуправления.

Главной муниципальной программой (МП) в сфере социальной защиты населения города Мурманска является муниципальная программа «Социальная поддержка» на 20142019 гг.

МП «Социальная поддержка» на 2014-2019 гг. разработана с целью снижения основных социально-экономических проблем населения и обеспечения максимально эффективной защиты социально уязвимых категорий населения.

К основным задачам муниципальной программы относится следующее4:

Обеспечение развития семейных форм устройства и оказание мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа;

Обеспечение доступности и качества дополнительных мер социальной поддержки;

Обеспечение реализации мероприятий в сфере предоставления населению города Мурманска дополнительных мер социальной поддержки и оказания социальной помощи;

Повышение эффективности реализации прав на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с упразднением поселка городского типа Росляково;

Формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной и транспортной инфраструктуры г. Мурманска.

На реализацию мероприятий в 2016 г. в бюджете муниципального образования г. Мурманск были предусмотрены средства в размере 470 051,6 тыс. руб. Они включают средства бюджетов муниципального образования, а также областного и федерального бюджетов. Как показал анализ, в 2016 г. на осуществление программных мероприятий освоены средства в размере 463 918,9 тыс. рублей или 98,7% от общего объёма запланированных средств5.

Кроме того, в составе муниципальной целевой программы реализуется и ряд подпрограмм:

Подпрограмма «Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» на 2014-2019 гг.;

Подпрограмма «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан» на 2014-2019 гг.;

Подпрограмма «Создание доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории г. Мурманска» на 2017-2019 гг.

Так, к примеру, целями подпрограммы «Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» на 2014-2019 гг. являются:

Обеспечение развития семейных форм устройства;

Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.

На реализацию мероприятий подпрограммы в 2016 г. в бюджете муниципального образования г. Мурманск были предусмотрены средства в размере 393 101,3 тыс. руб. Фактически освоено 390 527,5 тыс. руб. или 99,3% от общего объёма запланированных средств.

Проведенный анализ выполнения мероприятий подпрограммы показал, что к концу 2016 г. общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляла 1 394 человека. Это меньше, чем год назад на 3,5% и указывает на положительную тенденцию работы по поддержке детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, полученные результаты свидетельствуют о совершенствовании работы по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Да и в целом целенаправленная работа с семьями, находящимися на ранней стадии кризиса, позволяет сохранить детям кровную семью, сократить количество родителей, ограниченных в родительских правах или лишенных родительских прав.

Отметим, что предоставление мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с федеральным законодательством относится к обязательствам субъектов РФ. Поэтому муниципальным образованиям (городским округам) средства предоставляются в виде субвенций из регионального фонда компенсаций. Такой подход позволяет в полном объеме предоставлять меры социальной поддержки детям вышеуказанной категории за время пребывания в семье опекуна (попечителя), приемного родителя.

По итогам 2016 г. количество приемных родителей, которым предоставлялись выплаты, составило 165 человек (112,2% от плана). Как видим, выплата лицам, осуществляющим социальный и постинтернатный патронат, выполнялась в полном объеме. Кроме того, предоставлялась ежемесячная жилищно-коммунальная выплата, она предоставлена 561 ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей (96,7% от плана). Было приобретено 111 квартир общей площадью 3 380,7 кв.м детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Это мероприятие исполнено в 2016 г. на 122%. В 2016 г. было отремонтировано 13 квартир (100% от запланированного количества), закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей. Анализ показал, что реализация мероприятий подпрограммы в 2016 г. осуществлялась согласно утвержденному плану работ.

Следующая подпрограмма «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан» на 2014-2019 гг. разработана для обеспечения доступности и качества дополнительных мер социальной поддержки.

Эта подпрограмма содержит дополнительные меры социальной поддержки граждан, которые направлены на преодоление трудной жизненной ситуации. В данном случае органы самоуправления г. Мурманска реализуют адресный подход к организации социальной помощи.

В дополнительных мерах социальной поддержки нуждаются трудоспособные граждане, семьи, имеющие детей, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Мурманской области. К ним относятся многодетные семьи; неработающие пенсионеры; инвалиды; семьи, имеющие детей-инвалидов; неполные семьи; ветераны Великой Отечественной войны.

Сегодня количество обращений за материальной помощью данных категорий граждан достаточно велико. На практике, чаще всего люди обращаются по вопросам оплаты дорогостоящих лекарственных препаратов, медицинских услуг, приобретения предметов первой необходимости.

На реализацию данных мероприятий в 2016 г. в бюджете муниципального образования г. Мурманск были предусмотрены средства в размере 39 405,6 тыс. руб.

Фактически освоено 39 066,7 тыс. руб. или 99,1% от общего объёма запланированных средств.

В 2016 г. осуществлялась реализация следующих мероприятий6:

Финансирование общественных работ - трудоустроено 150 человек (100% от плана);

Оказание материальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (на приобретение лекарств, предметов первой необходимости, получение медицинских услуг, на оформление документов, удостоверяющих личность, приобретение проездных документов) - охвачено 2 697 человек (99,9 % от плана);

Оказание материальной помощи инвалидам - охвачено 179 человек (89,5% от плана);

Предоставление единовременной материальной помощи участникам и инвалидам Великой Отечественной войны в связи с празднованием Дня Победы, охвачено 236 человек (100% от плана);

Организация мероприятий по ремонту квартир ветеранов Великой Отечественной войны - отремонтировано 6 квартир (40% от общего числа стоящих в очереди на проведение ремонтных работ);

Реализация положения о звании «Почетный гражданин города-героя Мурманска».

В целом, реализация мероприятий подпрограммы «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан» на 2014-2019 гг. осуществлялась в 2016 г. своевременно, согласно утвержденному плану работ.

Следует особо отметить роль подпрограммы «Создание доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории города Мурманска» на 2017-2019 гг.

Проблема формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в настоящее время достаточно актуальная. Объясняется это наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. В г. Мурманске их число насчитывает более 12,4 тыс., что составляет около 4% от всего городского населения. Кроме того, говоря о проблеме доступности объектов городской инфраструктуры, не стоит забывать о других, так называемых маломобильных, группах населения: пожилых людях, маленьких детях, матерях с колясками и т. д.

В этой связи, администрацией города сформирована рабочая группа по содействию в создании условий для формирования безбарьерной среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов и иных маломобильных групп на территории муниципального образования город Мурманск. Рабочая группа координирует деятельность в рамках данной подпрограммы.

В таблице 1 представлены основные мероприятия данной подпрограммы7.

Таблица 1 - Мероприятия подпрограммы «Создание доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории города Мурманска»_

Оснащение техническими средствами реабилитации, адаптация конструкции зданий, внутренних помещений Меры по улучшению доступности к объектам транспортной инфраструктуры Предоставление специализированных услуг Прочее

Оборудование зданий (сооружений) внешними и внутренними пандусами - обустройство парковочных мест для инвалидов - предоставление услуг (медицинских, бытовых) на дому - оказание материальной помощи инвалидам

Монтаж специализированных поручней (перил) - ввод в эксплуатацию специализированных транспортных средств - предоставление адаптированных услуг учреждениями культуры - содействие в социально- трудовой реабилитации молодых инвалидов

Установка подъемных устройств (лифтов), устройств вызова персонала - оснащение светофорных объектов звуковой системой «Триоль» - разработка и реализация социальных акций в целях дополнительной поддержки отдельных категорий граждан - проведение культурно-досуговых и спортивных мероприятий

Ремонт лестниц, оснащение объектов специализированным покрытием - контроль соответствия нуждам маломобильных групп при проектировке строительства и ремонта зданий

Реализация вышеназванных мероприятий позволит к 2020 г. увеличить количество объектов, на которых созданы условия для безбарьерного доступа инвалидов и маломобильных групп населения.

Формирование доступной среды жизнедеятельности в городе Мурманске является важнейшим условием и средством обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями участия в общественной жизни. К тому же реализация мероприятий подпрограммы позволит создать людям с ограниченными возможностями необходимые условия для равноправного участия в жизни общества.

Подводя итог, отметим, что реализация мероприятий МП «Социальная поддержка» на 2014-2019 гг. в 2016 г. характеризуется высоким уровнем эффективности и оценена высшим баллом - 5.

Такую же высокую оценку получили и две подпрограммы: «Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» и «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан».

Ниже в таблице 2 представлены результаты оценки эффективности реализации муниципальной программы «Социальная поддержка» на 2014-2019 гг. по итогам 2016 г.

В таблице обозначение «ДИП» означает оценку достижения плановых значений показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограммы, а обозначение «ПФ» - оценка полноты финансирования муниципальной программы, подпрограммы8.

Таблица 2 - Результаты оценки эффективности реализации муниципальной программы по итогам 2016 г._

Наименование программы ДИП ПФ Пояснения

Высокий уровень эффективности Оценка - 5 баллов

МП «Социальная поддержка» на 2014-2019 гг. 1,01 0,90 Программа характеризуется полным достижением запланированных индикаторов при не освоении части финансовых средств

Подпрограмма «Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» на 20142019 гг. 1,03 0,99 Оценка - 5 баллов Программа характеризуется практически полным освоением запланированных финансовых ресурсов при незначительном перевыполнении ряда индикаторов

Подпрограмма «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан» на 2014-2019 гг. 0,99 1,00 Оценка - 5 баллов Программа характеризуется практически полным освоением запланированных финансовых ресурсов, что позволило выполнить все запланированные индикаторы

Итак, анализ хода реализации муниципальной программы и подпрограмм показал, что все мероприятия в основном выполнены на 100%. Не выполнены полностью лишь следующие мероприятия:

Оказание материальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (на приобретение лекарств, предметов первой необходимости, получение медицинских услуг, на оформление документов, удостоверяющих личность, приобретение проездных документов) - охвачено 2 697 человек (99,9% от плана);

Оказание материальной помощи 179 инвалидам (89,5% от плана; общее количество инвалидов, получивших материальную помощь, определялось на основании ходатайств общественных организаций).

Кроме того, по итогам 2016 г. дополнительные меры социальной поддержки оказаны 5 775 гражданам.

Вместе с тем, несмотря на то, что реализация мероприятий по социальной поддержке населения г. Мурманска позволяет обеспечивать защиту социально уязвимых категорий населения, вопросы дальнейшего совершенствования деятельности администрации г. Мурманска в этой сфере остаются актуальными.

В связи с этим органы местного самоуправления г. Мурманска рассматривают как приоритетные следующие направления работы в сфере социальной защиты населения:

1. Создание безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории г. Мурманска.

Продолжается реализация мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов. Обеспечиваются также условия доступности жилых помещений для инвалидов.

2. Повышение доступности и качества муниципальных услуг в социальной сфере на основе поэтапного увеличения доступа социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению.

Следует отметить, что еще в декабре 2014 г. в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2014-2019 гг. ставилась задача расширения привлечения негосударственных организаций. Решение этой задачи направлено на снятие препятствий доступа негосударственных организаций к оказанию муниципальных услуг, а также на повышение доступности и качества оказания муниципальных услуг. В дальнейшем, в 2016 г. в РФ принят ряд комплексных документов, расширяющих доступ социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию населению услуг в социальной сфере, предоставляемых за бюджетный счет.

В Мурманской области зарегистрировано в настоящее время 1040 некоммерческих организаций, из них - 119 НКО (около 18%) осуществляют деятельность в сфере социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан. Основное число

некоммерческих организаций расположено в г. Мурманске, где сосредоточено более 62% от общей численности НКО. Сейчас при администрации г. Мурманска создана рабочая группа по развитию немуниципального сектора услуг в социальной сфере. Она несет ответственность за разработку, реализацию и мониторинг исполнения плана мероприятий («дорожной карты») по поддержке доступа СОНКО к предоставлению услуг в социальной сфере. Так, например, в 2016 г. финансовую поддержку на конкурсной основе получила Мурманская городская общественная организация ветеранов войны и военной службы (проект «Ветераны всегда в строю» - 115 тыс. руб.).

3. Подготовка и реализация проектов муниципально-частного партнерства (МЧП).

При этом учитывается, что проекты партнерства в сфере социальной поддержки и защиты граждан преимущественно носят локальный характер, реализуются на местном территориальном уровне, а их инициаторами выступает, как правило, муниципальная администрация. Поэтому особое значение имеет формирование нормативно-правовой базы, что способствует снижению рисков и разрешению спорных вопросов, возникающих в процессе реализации проектов. С этой целью в администрации г. Мурманска подготовлены нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов, устанавливающие порядок реализации проектов. Утверждены Правила взаимодействия публичного партнера, уполномоченного органа, структурных подразделений администрации г. Мурманска при разработке предложения о реализации проекта муниципально-частного партнерства.

Таким образом, органы местного самоуправления г. Мурманска обеспечивают условия для максимально эффективной защиты социально уязвимых категорий населения с учетом изменений в законодательстве РФ. Дальнейшая реализация приоритетных направлений будет способствовать совершенствованию системы социальной защиты населения города, а значит и формированию сильного и социально-эффективного местного самоуправления, сохранению в муниципальном образовании городской округ г. Мурманск социальной стабильности.

Примечания

1 Волгин А.Н., Егоров В.К. Социальная политика в муниципальных образованиях. - М.: Альфа-Пресс, 2012. С.25 568 с.

2 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // Опубликовано на сайте «СПС Консультант+» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/

3 Официальный сайт Мурманского комплексного центра социального обслуживания населения. URL: http://kcson-murmansk.ru/

4 Об утверждении Муниципальной программы города Мурманска ««Социальная поддержка» на 2014-2019 годы: Постановление администрации города Мурманска от 12.11.2013 № 3232 (в ред. Постановления от 20.12.2016 № 3845) // Администрация города Мурманска. URL: https://citymurmansk. ru/strukturnye_podr/?itemid=3 0#descr.

5 Об утверждении отчета о реализации муниципальных программ города Мурманска в 2016 году: Постановление администрации города Мурманска от 31.03.2017 № 877 // Администрация города Мурманска. -Электрон.текст. дан. -URL: http://ritymurmansk.ru/strukturnye_podr/?itemid=30#descr.

6 Об утверждении отчета о реализации муниципальных программ города Мурманска в 2016 году: Постановление администрации города Мурманска от 31.03.2017 № 877 // Администрация города Мурманска. -URL: http://citymurmansk.ru/strukturnye_podr/?itemid=30#descr.

7 Об утверждении Муниципальной программы города Мурманска ««Социальная поддержка» на 2014 - 2019 годы: Постановление администрации города Мурманска от 12.11.2013 № 3232 (в ред. Постановления от 20.12.2016 № 3845) // Администрация города Мурманска. - URL: https://citymurmansk.ru/strukturnye_podr/?itemid=30#descr.

8 Об утверждении отчета о реализации муниципальных программ города Мурманска в 2016 году: Постановление администрации города Мурманска от 31.03.2017 № 877 // Администрация города Мурманска. -URL: http://citymurmansk.ru/strukturnye_podr/?itemid=30#descr.

SOME FEATURES OF THE SOCIAL ASSISTANCE AT MUNICIPAL LEVEL

N.L. Tropnikova, PhD. econ. Sciences O. I. Chirkova, PhD. ped. Sciences, associate professor South-Ural Institute of Management and Economics, E-mail: [email protected]

The article analyzes the relevance of the provision of social support to the population at the municipal level, taking into account changes in the legislation of the Russian Federation. The experience of local authorities of the city of Murmansk in the study area.

Keywords: local government, social support, municipal target programme, accessible environment of life activity.

В качестве неотъемлемого элемента демократического устройства выступает государственная социальная поддержка. Это явление зародилось еще на начальном этапе развития человечества и основывалось на ритуалах, традициях, нормах и обычаях. Помощь людям в поддержании их физической жизни, удовлетворении первостепенных потребностей способствовала их приспособлению к неблагоприятным условиям среды, сохранению преемственности и целостности культуры. Рассмотрим далее, как сегодня осуществляется социальная поддержка населения.

Общие сведения

В процессе развития культуры, цивилизации, в ходе технического прогресса, распада общинных связей государство стало все больше выступать в качестве гаранта социальной защищенности людей. Появление и развитие рыночной системы способствовали выделению этой функции в самостоятельную деятельность. С течением времени она стала обретать новый смысл. В первую очередь социальная поддержка населения выступает как защита от негативных влияний рыночных отношений. Вместе с этим она является неотъемлемым элементом экономической системы. Социальная поддержка направлена на тех, кто не в состоянии обеспечить самостоятельно достойную жизнь. По сути, это необходимая компенсация за возможность вести предпринимательскую деятельность и получать доход в стабильном обществе.

Основные направления

На правительственном уровне разрабатываются специальные программы, целью которых выступает социальная поддержка:


Предпосылки к возникновению деятельности

В рамках рыночных отношений индивид может удовлетворить свои нужды только посредством получения прибыли с собственности или в форме оплаты за свой труд. Но в каждом обществе есть люди, которые не имеют имущества, которое приносило бы пассивный доход. Есть и те, кто не в состоянии работать по причине возраста, наличия заболевания, в связи с неблагоприятными последствиями военных, политических, экологических, национальных и прочих конфликтов, демографических изменений, стихийных катаклизм и так далее. Все эти люди не смогут прожить, если им не будет оказана помощь. Правительство заинтересовано в обеспечении поддержки населения по ряду причин. К ним, в частности, следует отнести:

  1. Обязанность власти создать условия для достойной жизни людей. Она провозглашается Всеобщей декларацией, которая действует во всех цивилизованных странах.
  2. Любая страна стремится к расширенному воспроизводству квалифицированных работников.
  3. Социальная поддержка граждан стимулирует экономическое положение разных слоев и групп общества, снижая, таким образом, внутреннее напряжение в стране.

Принципы защиты

Цивилизованный рынок может нормально функционировать только при расширении и углублении социального обеспечения населения. В широком смысле защита людей представляет собой определенное направление внутренней политики правительства. Она ориентирована на обеспечение конституционных прав людей и минимальных гарантий. Социальная поддержка оказывается вне зависимости от пола, возраста, национальности, места проживания. Другими словами, защита гарантируется относительно всех прав и свобод личности. Взаимодействие рыночной системы и соцзащиты следует учитывать не только относительно всего общества, но и на уровне определенных групп, индивида, семьи. Главной целью защиты выступает стремление оказать конкретным людям необходимую помощь в сложных ситуациях.

Социальная поддержка граждан в России

Система защиты находится в стране в стадии формирования. С течением времени она превратится в качественно новую, многопрофильную, самостоятельную отрасль экономики. На сегодняшний день в системе занято порядка 400 тыс. сотрудников, работает больше 16 тысяч учреждений. В неблагоприятных демографических условиях, при повышении требований к качеству услуг социальная поддержка направлена на:

  1. Эффективное распределение средств бюджета на решение приоритетных задач.
  2. Улучшение благосостояния незащищенных категорий.
  3. Более активное внедрение системы адресной помощи нуждающимся.
  4. Развитие системы услуг для населения, расширение ассортимента и улучшение их качества.
  5. Формирование благоприятной среды для людей с ограниченными возможностями.
  6. Усовершенствование материально-технической базы учреждений соцзащиты.

Все эти мероприятия являются правительственными задачами. На их решение выделяются бюджетные средства.

Региональная политика

Социальная поддержка на уровне субъектов России имеет более узкую направленность. Упор в региональной политике делается на:

  1. Усовершенствование системы защиты, использование индивидуального подхода, проведение оптимизации затрат на содержание объектов соц. сферы при сохранении должного уровня качества услуг, развитие кадрового обеспечения.
  2. Предоставление материальной помощи в натуральном или денежном виде.
  3. Внедрение новых мер социальной поддержки.
  4. Обслуживание в соответствующих учреждениях.
  5. Оказание медицинской и юридической помощи.
  6. Предоставление субсидий и льгот.

Результаты мероприятий

Концентрация усилий власти в социальном направлении позволит:

Финансовое обеспечение

В соответствии со ст. 61 ФЗ № 131, выравнивание степени бюджетной обеспеченности в муниципальных районах (городских округах) осуществляется посредством предоставления дотаций из соответствующих фондов. Распределение средств производится в порядке, сформулированном в законе субъекта РФ согласно требованиям БК. При этом учитываются финансовые возможности местных органов реализовывать свои полномочия по решению территориальных задач. Распределение дотаций из региональных фондов осуществляется между МО, в которых уровень расчетной обеспеченности средствами бюджета не превышает установленные показатели для муниципальных районов (городских округов). Определение значений производится по методике, утвержденной региональным законом согласно требованиям БК. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса, часть региональных дотаций может быть предоставлена каждому МО в расчете на одного жителя. БК предусматривает случаи, в которых региональным законодательством может формулироваться разный порядок расчета указанной доли средств.

Альтернативное обеспечение

Указанные выше дотации могут частично либо полностью заменяться дополнительными нормативами по отчислениям от региональных и федеральных сборов и налогов в муниципальные бюджеты. Порядок их расчета формулируется законодательством субъекта РФ согласно требованиям, установленным в БК. Распределение дотаций региональных фондов поддержки либо заменяющих их дополнительных нормативов утверждается на региональном уровне на предстоящий финансовый год.

Меры социальной поддержки

Семей, нуждающихся в материальном обеспечении, сегодня в стране достаточно много. На правительственном уровне разработаны программы, в рамках которых производятся разовые и регулярные выплаты. В частности, одним из видов помощи выступает материнский капитал. Что касается инвалидов, военнослужащих, лиц, потерявших кормильцев, для них предусмотрены ежемесячные пенсионные выплаты. Активно осуществляется социальная поддержка детей. Родители имеют право на получение ежемесячных выплат на каждого ребенка. Кроме финансовой помощи, в рамках правительственных программ предусмотрено:

  • Содержание и обслуживание нуждающихся в стационарах.
  • Профобучение, трудоустройство инвалидов, медицинская, протезно-ортопедическая помощь, реабилитационные мероприятия, льготы по оплате коммунальных услуг и прочее.

Несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения

Социальная поддержка детей-сирот осуществляется правительством в разных направлениях. Региональные власти разрабатывают дополнительно собственные программы обеспечения этих лиц. Основной Закон о социальной поддержке несовершеннолетних, оставшихся без родительской опеки, - ФЗ № 159. Этот нормативный акт формулирует основные направления обеспечения их защиты. Деятельность региональных структур осуществляется в сферах:

  1. Образования.
  2. Здравоохранения.
  3. Жилищного обеспечения.
  4. Трудоустройства.

Образование

Дети-сироты имеют право на:


Помимо этого, дети-сироты, кроме тех, кто во время получения образования потерял единственного или обоих родителей, имеют право на:

  1. Повышенную стипендию.
  2. Ежегодное пособие на покупку письменных принадлежностей и учебной литературы.
  3. 100% зарплаты, начисленной за время производственной практики.

Здравоохранение

Детям-сиротам предоставляется бесплатное обслуживание и оперативное лечение в медучреждениях, диспансеризация, регулярные медосмотры, оздоровление. Эти лица получают также путевки в студенческие/школьные профилактические лагеря труда и отдыха. При наличии медицинских показаний, им предоставляется направление на санаторно-курортное лечение. При этом проезд до места и обратно оплачивается за счет государства.

Трудоустройство

В профессиональной сфере дети-сироты получают следующие гарантии:

  • Для лиц, впервые ищущих работу и зарегистрированных в центре занятости в качестве безработных, предоставляется пособие на протяжении полугода. Его размер - средняя величина зарплаты по конкретному региону.
  • Работающие лица в случае ликвидации предприятия или сокращении персонала обеспечиваются нанимателем или его преемником профессиональной переквалификацией с последующим трудоустройством.

Жилищный вопрос

Дети-сироты обладают правом на однократное получение жилья из специализированного фонда по договору найма. При этом площадь предоставляемого помещения должна соответствовать установленным нормативам по метражу на человека. Срок действия договора - 5 лет. Если по окончании этого периода лицо, проживающее в помещении, будет находиться в сложной жизненной ситуации, документ может быть продлен еще на 5 лет. Возможность перезаключения договора предоставляется однократно. Право на получение жилплощади имеют лица, не обладающие собственным помещением, или если оно есть, но нахождение в нем невозможно (при пребывании в нем лишенных прав родителей, несоответствии санитарно-техническим нормам и так далее). Эта возможность сохраняется за лицами, достигшими возраста 23 лет до фактического получения жилья. Для предоставления площади необходимо написать соответствующее заявление по достижению гражданами 18 лет и завершения срока пребывания их в спецучреждениях, после окончания службы в армии. Документ может подать несовершеннолетнее лицо в возрасте 14 лет по согласию попечителей или опекунов. Если этого сделано не было, то гражданин по достижению 18 лет пишет заявление самостоятельно.

Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех формах.

Социальная поддержка - это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных социально уязвимых категорий граждан.

Социальная защита и социальная поддержка граждан являются прерогативой государства. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 2003г. относит к компетенции муниципальных районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство, а к компетенции поселений - оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Основными формами социальной поддержки отдельных групп населения являются: денежные пособия, помощь в натуральной форме (продукты, одежда), льготы (скидки) при оплате ряда услуг, субсидии (целевые средства для оплаты услуг), компенсации (возмещение некоторых расходов).

Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предотвращение попадания отдельных уязвимых групп населения и граждан в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам населения и отдельным гражданам.

Основными критериями оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан на муниципальном уровне являются: 1) низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение душевого дохода определяется ценой потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи (или одиноко проживающего гражданина) для данного периода развития общества; 2) нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самообслуживания; 3) утрата жилища и имущества .

  • · Нетрудоспособные: пенсионеры, дети, инвалиды, граждане, находящиеся на попечении государства (в домах престарелых, инвалидов и т.д.);
  • · Малоимущие;
  • · Попавшие в экстремальные ситуации: (безработные, беженцы и переселенцы, без определенного места жительства, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения, радиационное воздействие и др.).

Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне - программы социальной поддержки.

Для реализации муниципальной политики в сфере социальной поддержки населения в муниципальных образованиях создаются различные учреждения социального обслуживания, а в структуре местных администраций - органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты (рисунок 4).

Социальное обслуживание осуществляется учреждениями социального обслуживания бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется в объемах, определяемых региональными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги оказываются в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно Федеральному закону "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", учреждения социального обслуживания - как муниципальные, так и иные - пользуются льготным налогообложением в порядке, установленном законодательством о налогообложении.

Рисунок 4 - Субъекты социальной поддержки населения в муниципальном образовании

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, направленных в муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату гарантированных государством социальных услуг, включенных в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определятся ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов.

В современном законодательстве наблюдается тенденция к передаче исполнения функций социального обслуживания с муниципального уровня на уровень субъектов РФ. Последствия этого неоднозначны. С одной стороны, передача функций социального обслуживания субъектам РФ делает эту систему менее зависимой от конкретной ситуации в каждом муниципальном образовании. С другой стороны, сокращается активность местных сообществ в решении социальных проблем, снижается эффективность реагирования на разнообразные интересы и устремления местных сообществ, отдельных граждан в области социальной защиты .